В Москве завершается воздушная уборка: под землю в коллекторы убраны тысячи метров проводов и кабелей.

А помните, как это было лет десять-пятнадцать назад? Подняли голову вверх – особенно на площадях, магистралях, сложных перекрестках дорог – и взгляд уперся в мешанину проводов. Толстые и тонкие, какие-то пониже, какие-то повыше, над каждой улицей, над каждым пересечением. А в центре города – еще и рекламные растяжки.
Все это начали тщательно очищать. Проще всего, конечно, было расправиться с рекламными растяжками – эти аляповатые, большей частью безвкусные полотнища сильно портили вид города. Их убрали.
Далее пошли троллейбусные провода. Они тянулись над всеми улицами, по которым шли троллейбусные маршруты. На перекрестках эти линии перекрещивались, в небе чернели места пересечений, из которых временами сыпались искры. Со второй половины 2010 годов троллейбусы с улиц города стали исчезать, а вместе с ними исчезали и провода.
Сейчас программа «Чистое небо» очищает городское небо от необходимых проводов, которые нельзя ликвидировать – можно только перебросить в другое место. Например, под землю. Это кабели для наружного освещения, киосков, линии мобильных операторов и интернет-провайдеров, силовые и оптоволоконные линии. Их упаковывают в специальные трубы и опускают под землю. Через специальные кабельные колодцы можно оперативно выполнить ремонт или подключить новые линии.
– Программа «Чистое небо» стартовала в 2015 году, когда в ходе реализации масштабных проектов благоустройства было принято решение освободить центральную часть города и ключевые магистрали от воздушных линий, – рассказал заместитель мэра Москвы Пётр Бирюков. – За прошедший период убрали в кабельную канализацию более 850 километров кабелей, что позволило улучшить визуальный облик пространств и обеспечить безопасную эксплуатацию коммуникаций.
Благодаря программе преобразились Варшавское, Ярославское, Каширское шоссе, Ленинградский и Ленинский проспекты, Садовое, Бульварное и Кремлевское кольцо, улицы Тверская и Новый Арбат, набережная Балчуга и многие другие улицы, переулки, площади.
В небе остаются провода, за которые цепляются пантографы трамваев. Перевести этот прекрасный вид транспорта на питание через рельсы – как метро – технически невозможно.
Пока невозможно. А там – кто знает… В конце концов, провода в небе располагали потому, что не было технологий быстрой работы с подземными коммуникациями. Технологии появились – и провода убрали.
Яна Маевская, по материалам «Мой Дом Москва».
Фото Артура Новосильцева / агентство «Москва»