24 января 1931 года в Москве открылась театрально-музыкальная студия «Индо-ромэн», ставшая началом формирования единственного в мире профессионального репертуарного цыганского театра «Ромэн».
Первые упоминания о цыганах в Московском государстве относятся к XVII столетию. Веком позже империя присоединила к своим владениям бывшие польские и литовские земли, по которым кочевали многочисленные таборы. Власти разрешали новым подданным селиться в окрестностях столиц, чтобы заниматься ремеслами или торговать лошадьми. Такие цыгане часто записывались в мещане или в купцы третьей гильдии. Других формально приписывали к помещикам.
В конце XVIII – начале XIX века в разных российских городах стали создаваться цыганские хоры. Многие из них стали очень популярными. Так, в 1770-х гг. в подмосковном Пушкино граф Алексей Орлов-Чесменский организовал первый цыганский хор, который имел колоссальный успех. К началу XIX века граф Орлов дал вольную своим артистам, и около 40 семей цыган поселились в Москве. Они стали основателями артистических, певческих династий, некоторые из которых существуют до сих пор.
В середине XIX века право организации любых зрелищных мероприятий в Москве и Петербурге стало монополией императорских театров, и цыганским хорам пришлось ограничиться ресторанами и трактирами. Монополию отменили в 1882 году, однако многие хоры цыган так и остались при ресторанах.
В годы НЭПа цыгане снова стали выступать в театрах и концертных залах. Однако в конце 1920-х годов все это фактически оказалось под запретом. Многие хоры цыган распались. Часть знаменитых исполнителей уехала в эмиграцию. А тех, кто остался, ждал настоящий культурный ренессанс.
Большевистское правительство многое делало для поддержки культуры коренных и малочисленных народов. Эта национальная политика затронула и цыган. В Советском Союзе открылись цыганские школы, детсады, кружки по ликвидации безграмотности, были изданы цыганская грамматика и буквари, на цыганском языке выходило много книг и брошюр. Появился педагогический техникум, который готовил педагогов – носителей цыганского языка. Была создана ромская секция при Союзе писателей.
Кульминацией этого процесса стало создание первого в мире профессионального цыганского театра «Ромэн», история которого началась с открытия в Москве 24 января 1931 года театральной студии «Индо-ромэн». В 1930 году в журнале «Новый путь» вышла заметка о том, что в Москве готовятся создать цыганский театр. Идею высказали дирижер московского цыганского хора, актер и драматург Иван Лебедев, его брат Георгий, выросшие в семьях потомственных хоровых цыган, а также актер и режиссер, ученик Всеволода Мейерхольда Моисей Гольдблат. Услышав про создание цыганского театра, в Москву потянулись цыгане со всей страны. В конце декабря 1930 года начались приемные экзамены в студию цыганского театра. Проходили они в помещении Театра сатиры.

«Проверялись слух, ритм, голос. Каждого из желающих поступить в студию просили исполнить песню, танец. Но когда один запевал, то, как это водится у цыган, ему начинал подтягивать второй, третий, четвертый – и вот уже звучит настоящая таборная песня, которую поют все, – описывал экзамены актер, театральный режиссер Николай Сличенко. – Так на глазах изумленных экзаменаторов рождался импровизированный хор. Песня затем как-то само собой выливалась в танец, в котором участвовали тоже почти все. Члены комиссии сами не ожидали, что такую форму приобретет экзамен, зачарованные, слушали и смотрели неожиданно представившееся их взору и слуху действо. Как свежо, искренне, просто и задушевно зазвучала цыганская песня в сравнении с тем, что можно было услышать с эстрады, в кабаках и других городских увеселительных заведениях. Сколько темперамента, лихости и настроения было в их песнях и танцах!»
В итоге в студию набрали более 20 артистов, которые исполняли номера «без налета эстрадности, штампов и мелодраматического надрыва».
6 декабря 1931 года «Ромэн» получил статус профессионального театра. Через 10 дней был представлен музыкально-драматический спектакль по пьесе цыганского писателя Александра Германо «Жизнь на колесах», повествующий о сложном переходе цыган к оседлой жизни. 16 декабря, сразу после премьеры, студию переименовали в Цыганский театр «Ромэн», первым директором которого стал Георгий Лебедев, а художественным руководителем Моисей Гольдблат.
Со временем театр «Ромэн» стал выходить за рамки узконациональной тематики и говорил об общих проблемах зрителей. В репертуаре начали появляться постановки на русском языке.

13 сентября 1937 года худруком театра стал известнейший артист МХАТа Михаил Яншин, супругой которого была знаменитая Ляля Черная (под этим псевдонимом выступала Надежда Киселева). Говорили, что Ляля начала танцевать раньше, чем ходить. К слову, она пришла в студию «Индо-ромэн» одной из первых. Брак Ляли с Яншиным продлился недолго, в 1942 году она стала женой другого знаменитого актера Художественного театра – Николая Хмелева. Михаил Яншин очень тяжело переживал развод и из «Ромэна» ушел.
Но вернемся в то время, когда он был художественным руководителем театра. «Ромэн» начал ставить спектакли по пьесам русских и зарубежных классиков. Мхатовцы взяли шефство над театром: чтобы ставить Толстого, Горького, Лескова, Куприна, Мериме, Шекспира и др., надо было учиться. Актерам читали лекции по истории искусства.
«Мы стремились, чтобы это был не только театр танцев, пения и музыки, но и театр глубокого содержания, стремились соединить фольклор с большой драматургией, с классикой, – писал Михаил Яншин. – Стремились к тому, чтобы в центре спектакля были актер, его переживания, его мысль, боль, радость, а танец, песня, музыка способствовали бы раскрытию внутреннего мира человека, дополняли его, но ни в коем случае не становились самоцелью, поводом для демонстрации эффектных музыкальных номеров».
С 1940 года спектакли стали идти только на русском языке.
Когда началась Великая Отечественная война, труппа театра разделилась на две бригады и сразу же переключилась на работу в мобилизационных пунктах, частях Красной армии, госпиталях и прифронтовой зоне. Всего за время войны «Ромэн» показал около 1200 спектаклей и провел 700 шефских концертов. Обе бригады попадали под артобстрелы и бомбардировки, но ни одно выступление не было сорвано.
После ухода Михаила Яншина в 1942 году художественным руководителем театра стал профессор Московской консерватории имени Чайковского Петр Саратовский.
Заработанные труппой театра деньги шли в фонд обороны и на восстановление разрушенных городов, артисты помогали детям военных, собирали средства на подарки красноармейцам. Полностью за счет цыганского театра был построен тяжелый бомбардировщик «Ромэновец». В 1943 году руководство театра получило за это благодарность Сталина.
В 1960-х годах всех артистов «Ромэна» затмил Николай Сличенко. Николай Алексеевич родился под Белгородом, в семье оседлых цыган-сэрвов. В 1951 году его приняли во вспомогательный состав театра «Ромэн». Сам Сличенко вспоминал об этом так:
«Фашисты на моих глазах в 1942 году расстреляли отца. В конце 1947-го меня отправили как сироту в цыганский колхоз «Красный октябрь» Воронежской области, потому что растить меня было некому. И я пацаном там работал. В том колхозе были и наши дальние родственники, они помогли как-то выжить, выстоять. Вечерами, помню, садились за стол, старшие наливали себе водочки и пели. Я подпевал, и мне говорили, услышав мой голос: «Вот бы тебе в театр!». Тогда слава о «Ромэне» уже шла по всей стране. Но денег на билет в Москву не было. Деньги на билет мне собирали всем миром. Рано утром я приехал на Курский вокзал. Стучу в театр. «Ты кто?» – спрашивают меня. «В театр приехал поступать!» – отвечаю. «Мы только в одиннадцать откроемся! Не стучите больше!». Потом, когда открылись, мне говорят: «Ну, показывай, что можешь?». Я с музыкантами, гитаристами поговорил, чтобы они мне аккомпанировали, и стал петь и танцевать. Потом вдруг вспомнил стихотворение, мама мне его читала в детстве, – «Белеет парус одинокий» – и вдруг прочитал его от начала до конца. Так мне хотелось понравиться, что, наверное, это получилось. Приняли…»
Одаренный подросток привлек внимание ведущих мастеров театра. Никаких поблажек ему не давали. Сыграть главную роль Николаю Сличенко доверили в 1952 году, когда юноше было всего 17 лет. Театр со спектаклем «Четыре жениха» по пьесе И. Хрусталева выехал в Загорск, и там Сличенко исполнил роль Лексы, заменив заболевшего актера Сергея Шишкова. Сам Николай Алексеевич в своих интервью позже рассказывал, что Сергей Федорович лишь сделал вид, что заболел, чтобы помочь талантливому юному актеру получить роль.
Долгое время у театра не было собственного здания. Сначала артисты обосновались в Доме Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, где выступали более 20 лет. Затем переехали в бывший особняк купцов Ляпиных на Большой Дмитровке, и только в 1969 году у труппы появился свой дом. «Ромэн» переехал в здание гостиницы «Советская» на Ленинградском проспекте – знаковом для московских цыган место. В XIX веке там находился ресторан «Яр» – центр цыганской культуры в городе.
В 1977 году Николай Сличенко стал главным режиссером, а потом и художественным руководителем театра. В 1978 году для артистов «Ромэна» была создана студия при Московском музыкальном училище имени Гнесиных. В начале 1980-х театр начал гастролировать по всему миру. Местом для проведения первых зарубежных гастролей стала Япония.
«Это было начало 80-х годов, когда за границу выпускали только самых благонадежных. Нужно было достойно представлять свою родину. И я за каждого артиста ручался своей головой и партбилетом. Принимали нас очень тепло», – вспоминал Николай Сличенко.
Одна из особенностей «Ромэна» – распространенные как ни в каком другом театре актерские династии.
«Династии в нашем театре – нормальное явление: одновременно работают представители двух, даже трех поколений», – рассказывал Николай Алексеевич.
Люди, приехавшие в Москву из разных концов страны, женились, рожали детей, которых оставлять дома было особенно не с кем, поэтому детей приводили на репетиции и спектакли. Дети росли за кулисами, учились петь и танцевать, и в итоге оставались в театре…

С октября 2021 года художественным руководителем театра «Ромэн» является Николай Сергиенко. Николай Николаевич, родители которого работали в цыганском ансамбле, на сцене впервые выступил в пять лет. С 1969 года он работает в театре «Ромэн». На счету Николая Сергиенко более 100 ролей – не только в театре, но и в кино.
Как и раньше, театр «Ромэн» для цыган всего мира является центром цыганской национальной культуры.
Сергей Ишков.
Фото с сайтов ru.wikipedia.org, teatr-romen.ru и kino-teatr.ru