Юбилейный сезон Ансамбля Покровского на выставке-форуме «Россия»

В юбилейном сезоне 2024 года Ансамбль Дмитрия Покровского представляет серию концертов «От фольклора до авангарда» на Международной выставке-форуме «Россия».

Певческая школа, сложившаяся в Ансамбле Дмитрия Покровского, основана на изучении и применении на практике принципов и законов традиционного звукоизвлечения. Она до сих пор остается единственной в своем роде и за многие годы убедительно доказала свою творческую состоятельность.

Ансамбль Покровского был создан в 1973 г. в Москве при Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР. 23 года руководил им Дмитрий Викторович Покровский (1944 – 1996), лауреат Государственной премии СССР, председатель Российской секции международной фольклорной организации ЮНЕСКО.

Дмитрий Покровский первый, и пока единственный в России, сумел по-настоящему объединить подлинно научное изучение фольклора с профессиональным его исполнением, традицию народной музыки – с современной музыкальной культурой. Ансамбль Дмитрия Покровского стал одним из самых серьезных вкладов России в музыкальную культуру второй половины ХХ века.
50 лет назад был создан первый в России (тогда в СССР) коллектив, состоящий из профессиональных музыкантов, сумевших вынести на сцену настоящую народную музыку в ее подлинном звучании. Это открыло российскому и мировому зрителю совершенно новую для того времени выразительность народной певческой культуры. Дмитрию Покровскому пришлось практически в одиночку бороться с существующими стереотипами в отношении традиционной музыки.

Путем Дмитрия Покровского, используя его теоретические и практические открытия в этномузыкологии, фольклористике и певческом искусстве, идут многие молодые исполнители и ученые, зачастую не знающие, к сожалению, кому они этим обязаны.

Ансамбль с неизменным успехом гастролировал как в своей стране, так и за рубежом – в США, Австралии, Японии, Канаде, Германии, Англии, Швейцарии, Австрии, Бельгии, Венгрии, Финляндии, Болгарии; участвовал в крупных международных фестивалях – Documenta, Making music together, WOMAD, SFINKS и т. д.

Ансамбль Покровского, стоявший у истоков молодежного фольклорного движения, вдохновил многих молодых музыкантов на создание собственных коллективов, как профессиональных, так и любительских. Среди них ансамбли «Сирин», «Таусень», «Народная опера», «Берегиня», «Казачий круг», большое количество фольклорных студий – при МГУ, университетах в Миддлбери и Норвиче (США), в Новосибирске, Иркутске, Томске, Омске, Красноярске, Владивостоке, Смоленске, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Вологде, Саратове, Екатеринбурге, Петрозаводске, Риге, Вильнюсе, Киеве, Минске и др.

Для характеристики Ансамбля Покровского лучше всего подходит слово «первый»: он первым объединил фольклор и джаз в совместных импровизациях с Алексеем Козловым, Владимиром Резицким, В. Ганелиным, В. Пономарёвой, экспериментировал с Эдуардом Артемьевым, соединяя электронную музыку и фольклор. Он стал родоначальником течения этно в нашей стране и русской волны в стиле world music, первым из русских коллективов начав сотрудничество с Питером Гэбриэлом, записал первый русско-американский альбом «Пульс Земли»/Earthbeat/ со знаменитым ансамблем Пола Уинтера, в которой афробразильские ритмы и джазовые рифы органично вплетаются в ткань русских песен.

29 июня 1996 г. Дмитрия Покровского не стало. Первая мысль осиротевшего ансамбля – все закончено, ансамбль – уже история. Без Покровского Ансамбля Покровского – нет. Но на помощь пришли друзья и поклонники коллектива, убедив оставшихся артистов в том, что самая лучшая память о Дмитрии Викторовиче – это его ансамбль, и надо, несмотря ни на что, продолжать работать, ведь утратив своего учителя, они не потеряли то, чему он их научил. И тогда артисты ансамбля приняли непростое для себя решение – не дать исчезнуть главному делу всей жизни Д. В. Покровского, созданной им уникальной школе, и сохранить его ансамбль, Ансамбль Дмитрия Покровского.

Коллектив пережил очень трудное время, которое совпало с кардинальными переменами в государстве и культурной политике. Некоторые артисты, не выдержав неопределенности положения ансамбля, тогда его покинули. Ответственность за творческую судьбу коллектива взяли на себя Мария Нефёдова (музыкальный руководитель) и Ольга Юкечева (режиссер).

Все годы своего существования ансамбль-лаборатория занимается  деятельностью, направленной на возрождение, сохранение и развитие национального фольклора, осуществляет сбор и систематизацию фольклорных материалов, ведет серьезную экспедиционную и научно-исследовательскую работу.

Круг творческих интересов не имеющего аналогов ансамбля невероятно широк: для ансамбля писали композиторы А. Шнитке, Э. Артемьев, С. Губайдулина, В. Дашкевич, В. Мартынов, А. Батагов.

Артисты ансамбля участвовали в знаковых постановках  Ю. Любимова, С. Юрского, К. Гинкаса, М. Левитина, Г. Черняховского, И. Райхельгауза, Н. Шейко, Л. Додина. Ансамбль снимался в фильмах Н. Михалкова, Э. Климова, Д. Асановой, М. Швейцера, И. Поволоцкой, озвучил более тридцати мультфильмов.

20 февраля  2024 года в Доме культуры ВДНХ Ансамбль Покровского представит центральную концертную программу юбилейного цикла концертов «От фольклора до авангарда».

Ведет программу заслуженный артист России Юрий Беляев.

Концертная программа объединит традиционную и авторскую музыку.

В первой части прозвучат «Хиты» из репертуара Ансамбля Дмитрия Покровского – песни, пляски, инструментальные наигрыши, которые разные поколения артистов ансамбля собирали в русских деревнях в течение 50 лет существования коллектива.

Затем артисты исполнят фрагмент произведения «Ночь в Галиции», написанного специально для Ансамбля Покровского композитором Владимиром Мартыновым на тексты Велимира Хлебникова.

Прозвучат отрывки из музыки к спектаклям Ю. Любимова в Театре на Таганке: «Медея» (Э. Денисов – И. Бродский) и  «Живаго доктор» (А. Шнитке – А. Блок, Б. Пастернак).

Юрий Беляев расскажет о многолетнем сотрудничестве ансамбля с Театром на Таганке. Их пригласил Юрий Любимов, и этот период стал настоящим творческим подарком и театру, и музыкантам. Для спектакля «Медея» музыку написал Эдисон Денисов, а тексты античного хора сочинил Иосиф Бродский. Хор в античной трагедии не активный участник, а комментатор, глас народа, он представляет на сцене коллективное начало в противоположность индивидуальному началу трагического героя. Звучит сложная по гармонии современная музыка, но какая величавая строгость у этого античного хора, ни одного слова не произносят они впустую, ни одного смысла стихов Бродского не теряют: «Никто никогда не знает, что боги готовят смертным. Они готовы на всё».

В финале программы «От фольклора до авангарда» прозвучит вторая часть «Свадебки» – «Красный стол» Игоря Стравинского. Дмитрий Покровский первым блестяще применил традиционные технологии исполнительства в классической музыке — интерпретация «Свадебки» И. Стравинского сразу же была признана всем мировым музыкальным академическим сообществом одной из лучших и убедительных. Премьера состоялась в 1994 году в Нью-Йорке в зале Бруклинской академии музыки.

27 февраля в 17 часов музыкальный руководитель  Мария Нефёдова и солисты Ансамбля Покровского представят  лекцию-показ «Календарные праздники и обряды». А затем Ансамбль Покровского покажет программу «Масляная счастливая». Ансамбль порадует зрителей веселыми масленичными песнями и плясками, развлечет традиционными играми и обрядами, представит все то, что радовало наших предков в самый «разгульный» день Масленой недели – последнее воскресенье перед Великим постом.

О творческом пути Ансамбля Покровского расскажет диктор Центрального телевидения, народная артистка РСФСР Анна Шатилова.

Ансамбль Дмитрия Покровского продолжает активно работать, развивая и воплощая в жизнь идеи и принципы своего учителя, и спустя годы после смерти своего создателя сумел сохранить не только свое название, но и те принципы, дух и знания, которые всегда отличали его от других ансамблей. Уникальность ансамбля не только в виртуозном владении разными народными певческими стилями, но и в органичном синтезе их с современной музыкальной культурой; в умении не приспосабливать народную музыку под современный лад и ритм жизни, а выявить естественную преемственность и взаимосвязь русской музыки в целом; в способности создать из традиционной музыки – новую, превратить ее в явление мировой культуры.

Добавить комментарий