«Муся, ты сейчас упадешь! Мы едем в Ленинград! Нет, не на поезде – это скучно и не модно, мы едем шикарно – на автобусе, представляешь! Все просто умрут от зависти!» Возле междугороднего автобуса – суета и шум. Пассажиры прощаются с провожающими, дети восторженно визжат, глядя в сверкающие бока автобуса, как в зеркало, грузчики подвозят вещи. Все это происходит не на съемках фильма и не на советском автовокзале, а в стенах музея Гаража особого назначения на ВДНХ, где состоялась презентация единственного в России отреставрированного междугороднего автобуса ЗИС (ЗИЛ)-127, сошедшего с конвейера в 1956 году.
Он — один из четырех доживших до наших дней и единственный отреставрированный. На этом автобусе москвичи могли добраться в Ялту, Ригу, Минеральные Воды или Ленинград. Машина выглядела фантастически, напоминая американские дальномагистральные автобуcы, а дизайн отличался обилием хромированных деталей. В этой модели были предусмотрены 32 места с мягкими креслами самолетного типа и индивидуальными источниками света, сетчатые полки для ручной клади, три боковых багажных отсека под полом, окна с небьющимися стеклами, самые современные на тот момент системы отопления, вентиляции. Настоящий лайнер автодорог! Его длина превышала 10 м, ширина – 2,68 м, а высота переваливала за 3 м.
Огромное достижение огромной страны, все для человека, все во имя человека! Автобус выделялся не только обилием блестящего хрома, но и рифлеными боковыми панелями из алюминия. В водительской кабине тоже было все хорошо: сиденье мягкое, в таком можно проехать несколько часов без остановки. По паспорту у этого автобуса скорость была 95 километров в час, но некоторые водители-лихачи разгонялись и до 110.
Рассказывает реставратор-коллекционер автомобилей ЗИЛ, инициатор создания Музея ЗИЛ в Сокольниках, член Общественного совета при Министерстве энергетики РФ Кирилл Молодцов: «В 2011 году в цехе №6 завода ЗИЛ оставалось порядка 21 незавершенного корпуса автомобилей ЗИЛ-41041, ЗИЛ-41047 и других модификаций. Работники решили попробовать сохранить эти конструкции в аутентичном виде, созданном предшественниками. Конкретно этот автобус находился на задворках цеха №6 в удручающем состоянии. А раньше, с 1956 года, он эксплуатировался на юге России. Вообще первые модели ЗИС (ЗИЛ)-127 были созданы в 1955 году. Появление такого междугороднего автобуса стало прорывом. За период производства с 1955 по 1961 год из стен завода вышел 851 автобус. Эти шесть лет дали возможность наполнить автопарки Москвы, Ленинграда и южных городов, а также прибалтийских стран. Автобус был снят с производства, так как не подходил под требования международной транспортной конвенции из-за ширины 2,68 м: согласно этим требованиям, ширина должна была составлять не более 2,5 м. На сегодняшний день в мире остались четыре корпуса, в разной степени сохранности. Первый автобус восстановили в Таллине, второй представлен сейчас перед вами, третий, вероятно, находится в Латвии, а корпус четвертого также остается в Москве».
Восстановлением автобуса занималась мастерская «МакАУРУС». За пять лет непрерывной кропотливой работы командой, обладающей всеми технологиями и компетенциями легендарного МСЦ №6 ЗИЛ, был воссоздан этот автобус. На сегодняшний день «МакАУРУС» — это единственная в мире реставрационная мастерская, позволяющая в полном объеме восстанавливать и обслуживать коллекционные автомобили марки ЗИС/ЗИЛ. Почему на этом автобусе написано ЗИЛ, а не ЗИС? Дело в том, что 1956 год стал тем периодом, когда завод получил имя Ивана Алексеевича Лихачева. А на радиоприемнике, к слову, значится аббревиатура ЗИС. Так что автобус является «переходной» моделью.
«Автобус достался команде МСЦ-6 АМО «Завод Индивидуальных Лимузинов» в абсолютно удручающем состоянии. Были разрушены несущие конструкции, повсюду наблюдалась коррозия. Грустно смотреть. Очень долго не поднимались руки его восстанавливать, но благодаря труду и настойчивости команды реставраторов это свершилось. В работе участвовали наши ветераны цеха №6 и специалисты экспериментального цеха. Одни детали прошли серьезную реставрацию, другие пришлось изготавливать с нуля. Выполнены заново все кузовные конструкции. Несущая система, панели портов, из ранее существовавших элементов здесь только остались элементы крыши, два бампера – все остальное практически или заново изготовлено, или прошло большую восстановительную работу. Все максимально приближено к оригинальной конструкции. Теперь автобус в полностью рабочем состоянии и может ездить по дорогам. Ну, когда получит номера», – отметил Владимир Чуркин, начальник механосборочного цеха №6, выпускавшего автомобили первых лиц в 1980-х.
Реставраторы отмечают, что сейчас непосредственно в этом автобусе сохранилось примерно 40% от уникальных деталей и запчастей, которые изначально были в этом уникальном транспортном средстве, но усилиями трудового коллектива удалось восстановить этот автобус в полностью аутентичном виде. К. Молодцов рассказал, что «автобус полностью на ходу, сейчас работает и может перевезти 32 пассажира. Надеюсь, в ближайшие весенние месяцы он будет участвовать в автопробегах в Москве и Санкт-Петербурге».
В музее Гаража особого назначения автобус можно увидеть до 23 февраля. Потом он отправится в Музей ЗИЛ в Сокольниках.
Михаил Ковалёв.
Фото автора