Совершите необыкновенное путешествие во времени

1 марта на камерной сцене Московского драматического театра «Сфера» – премьера моноспектакля ведущего актера театра Александра Пацевича «Маяковский. Прогулка».  Руководитель постановки – народный артист России Александр Коршунов.

Спектакль посвящен 130-летию со дня рождения одного из самых ярких поэтов советской эпохи Владимира Маяковского. В сценическую версию спектакля по стихам и прозе Маяковского также вошли авторские песни Александра Пацевича на стихи поэта-революционера. Наш корреспондент поделилась впечатлениями от увиденного материала.

Владимира Маяковского, как и любого другого поэта, либо любят, либо нет. Для меня – это любовь к его творчеству с первой строчки, с ломкости фраз, которые он умел «рубить с плеча», с необыкновенными образами и текстами, которые очень часто опережали время.

Когда узнала, что  моноспектакль  – дебют талантливого актера труппы театра Александра Пацевича, подумала о том, насколько схожи внешне эти два человека. Но ведь дело далеко не во внешнем сходстве, а во внутреннем наполнении спектакля, узнать о котором было очень любопытно.

«В прошлом году, когда отмечали 130-летие Маяковского, меня вызвал к себе главный режиссер театра Александр Коршунов и сказал: «Маяковский – твоя роль. Подбери материал, подумай, сделай спектакль!» Конечно, мне было приятно слышать такие слова, и я приступил к работе. К тому времени у меня уже была песня, посвященная поэту. Но теперь предстояло подготовить целую программу непосредственно по его произведениям, а это затея непростая. Я накупил книг, открыл его прозу и… не мог оторваться – настолько у него все современно, созвучно тому, что происходит сейчас, словно рассказывается сегодняшняя история. Маяковский буквально заставил меня посмотреть на него с другой стороны. Я его заново открыл. И я увидел, какой спектакль я хочу сделать», – говорит Александр Пацевич о своем первом режиссерском опыте.

«Маяковский. Прогулка» – это не просто чтение стихов или исполнение их под гитару. Это попытка подключиться к Владимиру Маяковскому, как к «маяку», и за час с небольшим пройтись с ним рука об руку, как со старым приятелем, по «бурным рекам» его биографии. Александр Пацевич в дебютном режиссерском спектакле выстраивает такое действо, в котором Маяковский проявится сам, предоставит зрителям шанс понять, кем он был на самом деле, сделать выводы здесь и сейчас, отойдя от привычных стереотипов хрестоматийного представления о поэте.

«Когда начал подбирать материал, то сразу наткнулся на его заграничные стихи («Еду!», «Париж», «Бруклинский мост», «Бродвей»), которые впечатлили своей изобретательностью, свежестью идей, даже для нашего времени.

В Париже он хочет похитить Эйфелеву башню, в Нью-Йорке через огромный скелет Бруклинского моста раскрывает душу города так, как будто прожил там всю жизнь. Из-за отсутствия в этих стихах агитационной политики остается «точная и нагая» поэзия. И ты осязаешь всю силу его таланта. Глубину его мысли. Как раз образ мысли меня и поразил. Мы привыкли, что это «громкий влюбленный революционер», а на деле «трудолюбивый мыслитель, обогнавший свое время», – считает А. Пацевич.

Спектакль наполняет музыка, написанная А. Пацевичем на стихи Маяковского. Стихи Маяковского, разложенные на музыкальный ряд, задача не из простых.  Многие из них далеки от песенных канонов. Но актер блестяще с ней справился, внося в линию действия свое, авторское прочтение. Попробуйте «пропеть стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

 В сто сорок солнц закат пылал,

   в июль катилось лето,

   была жара,

   жара плыла –

   на даче было это.

Сложно? Но все достижимо, особенно в иммерсивном спектакле, где актер ведет диалог со зрителем, а кажется, что говорит только с тобой. Но публика вместе с актером не ходит из комнаты в комнату, а совместно с сознанием Маяковского отправляется в необыкновенное путешествие во времени и пространстве, которое «ногами» не преодолеть. Погружение дополняют фотографии такой далекой, ушедшей от нас эпохи, которые то и дело сменяются на стенах импровизированной сцены.

А. Пацевич смог передать экспрессию, темперамент поэта, который громогласно и безапелляционно оставил свой след в литературе.

«Отдельное слово хочу сказать о моих педагогах (мастерская ГИТИСа проф. Бородина), которые учили пропускать материал через себя, максимально подключаться к теме персонажей, искать то, что ими руководит на самом деле. Их уроки и полученные навыки сильно упрощают задачу вскрытия материала», – отмечает актер.

Спектакль «Маяковский. Прогулка» порождает желание еще раз взяться за зачитанный до дыр томик избранных произведений Маяковского.

«Слово – полководец человечьей силы», «Для веселия планета наша мало оборудована» – об этих строчках можно книги писать. Или смело брать на вооружение в жизни», – говорит А. Пацевич.

Театр «Сфера» необычен. Первый режиссер театра Екатерина Еланская так о нем отзывалась:

«Какой же он, этот «Мой театр»? Живой. Сегодняшний и вечный. Просто в нем не нарушено звенышко: сейчас, сию минуту живой актер и живой зритель – взаимодействие, теснейшая их взаимозависимость и взаимосвязь… устранено все, что этому мешает… Суть-то живого театра в живом общении».

Екатерине Еланской посвящен спектакль «Маяковский. Прогулка».

Конечно, спектакль интересен будет в первую очередь всем любителям поэзии. Но даже если вы не очень любите Маяковского, приходите на спектакль, и творчество поэта откроется вам с другой стороны. Ведь это был влюбленный  в жизнь человек. Вспомним  нежные строки из поэмы Владимира Маяковского «Про это», которые прозвучали в спектакле.

За окнами – весна. Время надежд и время любви.

В этой теме,
и личной
и мелкой,
перепетой не раз
и не пять,
я кружил поэтической белкой
и хочу кружиться опять.
Эта тема
сейчас
и молитвой у Будды
и у негра вострит на хозяев нож.
Если Марс,
и на нем хоть один сердцелюдый,
то и он
сейчас
скрипит
про то ж…

А еще лучше – приходите на спектакль. Насладитесь музыкой стихов поэта и совершите необыкновенное путешествие во времени.

Нина ДОНСКИХ.

Фото Сергея МИЛИЦКОГО

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x