Лекарственные препараты потихоньку уходят и исчезают

Как сообщил в ходе пресс-конференции в НСН глава Лиги защитников пациентов Александр Саверский, сейчас в дефектурном перечне, сформированном Межведомственной комиссией Минздрава РФ, находятся 158 лекарственных препаратов. Причем большинство из них входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), утвержденный правительством РФ.

лекарства, таблетки. Фото Московская правда

По сообщениям СМИ, почти 80% российских врачей жалуются на дефицит лекарств. Это показал опрос профессионального сообщества «Врачи РФ». Чаще всего медики заявляли о нехватке антибиотиков, препаратов для лечения сахарного диабета, антидепрессантов, а также противоэпилептических и противосудорожных лекарств. Кроме того, есть проблемы с медтехникой и расходными материалами.

«19 марта прошло первое в этом году заседание Межведомственной комиссии Минздрава РФ по определению дефектуры и рисков ее возникновения. Дефектура – это риск исчезновения из обращения лекарства, и на сегодняшний день в этом уже немаленьком списке находится 158 препаратов. Причем их значительная часть из числа ЖНВЛП. Эта ситуация показывает, что пока вроде бы ничего страшного не произошло, но тенденция сохраняется: препараты потихонечку уходят и исчезают. Мы для себя фиксируем тот факт, что лучше не становится, а, напротив, появляются какие-то новые обстоятельства, которые нас беспокоят всё больше, потому что они превращаются в негативные тенденции», – посетовал Александр Саверский.

В качестве примера таких «новых обстоятельств, которые превращаются в негативные тенденции», Александр Саверский привел пример, когда препарат положен пациенту по клиническим рекомендациям, а в назначении врачебной комиссии сообщается, что поскольку этого препарата в онкоцентре нет, то мы его не будем назначать. Такая практика, по его мнению, является прямым нарушением закона:

«У нас 37-я статья 323-го закона ясно и четко говорит о том, что, во-первых, помощь оказывается по клиническим рекомендациям, а во-вторых, она говорит о том, что врачебная комиссия вправе исключить препарат только в случае непереносимости и каких-то угроз. А это что такое? У нас препарата нет, поэтому мы вам его назначать не будем? Это уже уголовное преступление! И этот пример далеко не единичный. Сюда же можно отнести и тему медицинских переключений, когда пациенту препарат, который он принимал много лет и хорошо себя с ним чувствовал, заменяется на другой из-за его отсутствия. Таких жалоб на замену ко мне поступает достаточно много».

Еще один участник пресс-конференции, исполнительный директор ассоциации «СоюзФарма», участник рабочей группы по здравоохранению Экспертного совета при правительстве РФ Мария Литвинова во многом согласилась с мнением и обеспокоенностью Александра Саверского:

«Присутствует дефицит препаратов, к которым уже выработалась привычка и у врача, и у пациента. Очень пугает история, которую мы отслеживаем в онкологии, когда врачи упорно назначают препараты, которых у нас уже нет. Я считаю, что у нас уже сформирован некий «серый» рынок, когда эти препараты привозятся в чемоданах. Это уже не параллельный импорт, а контрабанда. Но это уже вопрос к правоохранительным органам, как они это всё будут отрабатывать».

Как резюмировал Александр Саверский, отечественная система лекарственного обеспечения нуждается в законе о лекарственном обеспечении: у нас, по его словам, есть закон об обороте лекарственных средств (так называемый 61-й закон), а закона об обеспечении нет, поэтому и само лекарственное обеспечение «хромает». У нашего государства, по его словам, на сегодняшний день нет функции лекарственного обеспечения по стандартам и клиническим рекомендациям. По мнению Александра Саверского, нужно создать государственную систему лекарственного обеспечения по стандартам и клиническим рекомендациям, аналогичную той, которая была в Советском Союзе, а для этого нужен соответствующий закон.

Сергей Ишков.

лекарства, таблетки. Фото Московская правда

Добавить комментарий