Байкал опять трясет. 22 марта появились сообщения об очередном землетрясении в акватории озера. В последний раз толчки были зафиксированы около 5 дней назад, а в целом же с конца февраля в районе Байкала зафиксировано уже 10 землетрясений, что говорит об увеличении сейсмической активности. Но это не единственная проблема региона. О том, какие «рукотворные» беды угрожают уникальному озеру, «МП» рассказала директор Фонда поддержки природоохранных и социально значимых проектов «Наш фонд» Ольга Лакустова.
Озеро Байкал – уникальный природный объект в южной части Восточной Сибири. Это самый глубокий и самый большой по площади (31 722 км²) резервуар пресной воды на планете. В 1996 году Байкал был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но удастся ли нам сохранить этот уникальный природный объект для потомков?
В настоящее время, по мнению экспертов, Байкалу больше угрожают не землетрясения или другие природные явления, а туризм и браконьерство.
– Туриндустрия делает все возможное, чтобы «выжать» из этой уникальной природной местности как можно больше, не обращая внимания на то, что на некоторых заливах Байкала нельзя уже даже купаться, – рассказала Ольга Лакустова. – Так, в 2023 году Роспотребнадзор по Иркутской области назвал заливы Мухор и Сарайский небезопасными для купания, а пробы воды в Ольхонском районе показали несоответствие нормам по микробиологическим показателям.
Все это, по мнению эксперта, результат деятельности человека, а если точнее – слишком бурного развития туризма. Туристические объекты на побережье Байкала растут как грибы. Кроме того, существует еще так называемый серый сектор, когда под видом частных построек маскируются гостевые дома.
– Многие из таких нелегальных объектов имеют негерметичные септики, и отходы попадают прямо в озеро, – объясняет Ольга Лакустова. А даже если они и герметичны, то отходы, учитывая расстояния на побережье, после откачки сливаются там же, неподалеку. Все это наносит вред экосистеме Байкала.
Важным шагом к спасению уникального природного объекта директор Фонда поддержки природоохранных и социально значимых проектов «Наш фонд» считает в первую очередь запрет на строительство новых туристических объектов и сокращение количества уже имеющихся.
– Но здесь мы встаем перед выбором: экология или прибыль. И он зачастую делается не в пользу сохранения природных богатств, – говорит Ольга Лакустова. – Чтобы снизить вред, необходимо хотя бы построить новые мощные очистные сооружения. Но всё упирается в вопрос финансирования. Иными словами, для того, чтобы губить экосистему, у нас есть средства, а чтобы ее восстанавливать – нет.
Также, по словам эксперта, немалый вклад в уничтожение экосистемы Байкала вносят браконьерские вырубки лесов и вылов рыбы. Государство предпринимает попытки бороться с браконьерами, но этих мер недостаточно.
– Недостаточно просто запретить и обложить штрафами. Местное население занимается браконьерством не от хорошей жизни, а потому что они не видят возможности зарабатывать иначе, – считает Ольга Лакустова. – Между тем эффективные и гуманные способы борьбы с браконьерством есть. Чтобы местное население перестало уничтожать природу, необходимо интегрировать его в существующую туристическую индустрию. В свое время нам удалось добиться значительных успехов в борьбе с браконьерством в Национальном парке «Бикин» (Приморский край). Мы лично проводили обучение местного населения управлению туристической инфраструктурой, проводили мастер-классы по изготовлению сувенирной продукции и так далее.
Эксперт уверена: если на Байкале проводить такую же работу, дополнительно ввести квоты на рабочие места для местных жителей, это даст большой эффект в сохранении Байкала.
Фото Freepik