«Лосиный остров» в разрезе

Круглый стол в Общественной палате РФ собрал общественников, экспертов и чиновников, обеспокоенных планами строительства дороги через национальный парк «Лосиный остров».

лес, природа, фото Владимир Сабадаш

По словам председателя Комиссии по экологии и устойчивому развитию ОП РФ Елены Шаройкиной, выступившей в роли модератора мероприятия, поводом для проведения этого круглого стола стали многочисленные обращения от обеспокоенных граждан и от экспертов: «Национальный парк «Лосиный остров» является крупнейшей ОПТ в мире, находящейся в рамках мегаполиса. Власти г. Королёва планируют проложить через территорию «Лосиного острова» новую двухполосную автодорогу длиною более шести километров, и эти намерения вызывают большой резонанс, как экспертный, так и общественный».

Как сообщается в справке, подготовленной организаторами круглого стола, общественные обсуждения предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) по объекту «Реконструкция автомобильной дороги от трассы М-8 «Холмогоры» по Водопроводной аллее до улицы Калининградской в городских округах Мытищи и Королёв», которые фактически обосновывают строительство автомобильной дороги через территорию национального парка «Лосиный остров», проходили до 13 января этого года.

По мнению экспертов ОП РФ, и сами материалы ОВОС, и планируемое строительство противоречат ряду федеральных законов, а строительство дороги через национальный парк вызовет фрагментацию и деградацию природных комплексов, нарушит места обитания и пути миграции животных на отрезанной территории.

Как пояснил первый заместитель главы администрации г. Королёва Сергей Иванов, принявший участие в обсуждении, проблема транспортного въезда в город существует давно: «Улица Пионерская, которая является основной артерией въезда на территорию городского округа, в 2014 году была расширена до шести полос, но, к сожалению, это не решило проблему пробок на въезде в город в вечернее время. Пробки образуются с 15.00, и это создает проблемы не только для жителей нашего города, но и для тех автолюбителей и оперативных служб, которые пользуются федеральной трассой М-8 «Холмогоры». Пробка начинается практически от МКАД до улицы Пионерской, до въезда в Королёв. Ежедневно порядка 30 тысяч автолюбителей пользуются этим въездом».

По его словам, через «Лосиный остров» уже проходит однополосная дорога, а общественный резонанс вызван предложением о ее реконструкции до двух полос и создании дополнительного въезда на территорию Королёва: «Уже были проведены общественные обсуждения этого проекта, в ходе которых поступило более 11 тысяч протоколов, 4,5 тысячи из которых содержат замечания и предложения».

Как отметила председатель комиссии ОП РФ Елена Шаройкина, 4,5 тысячи замечаний от недовольных граждан – это немало, поэтому очень важно рассмотреть альтернативные варианты решения транспортных проблем г. Королёва. Кстати, они уже есть, и об одном из них рассказал заведующий лабораторией прогнозирования региональной экономики Института народохозяйственного прогнозирования РАН Кирилл Янков: «Посмотрим на предлагаемый проект и его ключевые недостатки. Один из ее недостатков, кроме возможного экологического ущерба, заключается в том, что дорога имеет два поворота на 90 градусов, что значительно снижает ее пропускную способность. А если мы их сровняем, то это уже однозначно никакая не реконструкция, а строительство, сопряженное с рубками. Та дорога, которая существует сейчас, – это обычная грунтовая лесохозяйственная дорога, по которой возможен проезд транспорта в целях обслуживания национального парка «Лосиный остров». Любое ее расширение до двух рядов – это уже не реконструкция, а строительство».

«На существующей сейчас лесной тропинке две полосы не разместишь! Так что говорить о том, что вырубок не будет – это лукавство», – отметила модератор круглого стола Елена Шаройкина.

«Учитывая все это я пришел к выводу, что возможна альтернативная трассировка: это трассировка вдоль железнодорожной линии Мытищи-Болшево. Мы таким образом берем московский опыт: Москва последние 20-25 лет активно строила автомобильные трассы вдоль железных дорог», – подчеркнул Кирилл Янков.

Как заявил руководитель Института геоэкологии им. Е. М. Сергеева РАН, эксперт ОП РФ Виктор Осипов, сторонники так называемой «реконструкции» дороги через национальный парк «Лосиный остров» явно лукавят: «Нам говорят о том, что огромное количество людей возражает в принципе против дороги, которая будет проходить через «Лосиный остров». И вместе с тем из тех же самых уст мы слышим, что все замечания будут учтены при доработке проекта. Так не бывает! Этот проект отвергают в принципе, целиком, какие тут замечания можно учесть? Тут бинарная система – или да, или нет. И это надо признать. Но даже если сооружать дорогу (хотя я надеюсь, что этого не будет) через «Лосиный остров», то нужно будет сделать ее так, чтобы экологические принципы были соблюдены на современном уровне, а современный уровень – это дорогостоящие сооружения, обеспечивающие миграцию животных и т. д. Это будет стоить наверняка дороже, чем прокладка любой дороги, не требующей таких сооружений».

Дорога через «Лосиный остров», по его словам, может оказаться дешевле только в том случае, если она будет сооружаться как обычная дорога, а не как дорога через особо охраняемую природную территорию.

Сергей Ишков.

Фото Владимира Сабадаша

лес, природа, фото Владимир Сабадаш

Добавить комментарий