Счетная палата была образована тридцать лет назад как домашний орган парламентского контроля бюджетных расходов. Теоретически на основании материалов СП принимать решения с оргвыводами должна ГД. Сами по себе проверки СП прямого действия не имеют. Двухступенчатая конструкция изначально неэффективная, но она как-то работает, расширяя и совершенствуя свою деятельность.
Сначала над отчетами СП смеялись, потом стало не до смеха. Государственная Дума формирует ее состав и заслушивает ее отчеты. Получает все материалы Счетной палаты. Судя по растущему накалу дифирамбов на заседаниях ГД в адрес СП, депутаты от чтения ее докладов получают ни с чем не сравнимое удовольствие. А дальше урна, потому что приложить прочитанное к чему-то невозможно, и даже рассказать нельзя.
Потому что после дезертирства, на мой взгляд, Алексея Кудрина за время правления исполняющей обязанности главы СП Галины Изотовой доля материалов ДСП значительно увеличилась. Изотова калач тертый и выступает равноудаленно что до белых, что до красных. Например, не видит необходимости в отмене ОИС, у нас смешанная модель. Вторая заковыка, способная вогнать депутатов в мыслительный ступор, расхождение цифр. Финансовых нарушений выявлено на два с лишком триллиона, и возвращено в бюджет аж 26 миллиардов. Это жалкие копейки, не стоящие титанических усилий СП, по сравнению с теневым бюджетом, который СП не видит и живет спокойно.
На пленарном заседании Государственной Думы в среду 27 марта Счетная палата своим отчетом за прошлый год открыла предстоящую сессию отчетов правительства и Банка России.
В 2023 году Счетная палата завершила 332 мероприятия, из них 223 бюджетные проверки. Провела экспертизу 1936 проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов. Обеспечен наибольший за последние десять лет возврат средств в казну по итогам аудита. Сумма составила более 26 миллиардов. По результатам проверок в 2023 году выявлено 4849 нарушений, возросла и сумма, составившая более 2,1 триллиона рублей. Объем нарушений связан и со значительным увеличением расходов бюджетной системы. Появились новые объекты аудита, расширился охват проверяемых данных.
СП продолжает выявлять и анализировать системные нарушения в сфере закупок, нарушения порядка и условия предоставления из федерального бюджета субсидий юридическим лицам, ненадлежащее осуществление бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета. Причины – недостаточность нормативно-правового регулирования, проблемы межведомственного характера, информационных и иных систем, внутренний контроль в наших министерствах и ведомствах.
Инспекторами СП возбуждено 132 дела об административных правонарушениях. 126 должностных лиц были привлечены к дисциплинарной ответственности. 18 уголовных дел возбуждено. Для предотвращения выявляемых нарушений и недостатков СП проводит работу по формированию рекомендаций. Эту работу начали в 2019 году, и вот на протяжении нескольких лет этот институт только развивается. В 2023 году усовершенствовали работу с рекомендациями. Рекомендации востребованы объектами проверок. По итогам периода с 2019-го по 2023 год было предложено более трех тысяч рекомендаций, из них 60 реализовано.
Галина Изотова обратилась к депутатам: «Вы можете использовать наши рекомендации в своей законотворческой деятельности. Просто напомню об этом еще раз, для нас это очень важно».
Одна из рекомендаций в социальной сфере касалась разработки справедливого, единообразного подхода к выплатам маткапитала семьям с одним и двумя детьми.
По результатам проверок незавершенного строительства СП обращала внимание на то, что нормативно-правовое регулирование не обеспечивает комплексного решения данной проблемы. Рекомендовали определить ответственный федеральный орган за координацию госполитики в этой сфере.
В 2023 году постановлением правительства в качестве ответственного органа был определен Минстрой. Кроме того, в целях решения проблемы незавершенного строительства создана межведомственная комиссия. В работу взято 370 проблемных объектов. В отношении 295 объектов приняты решения о завершении строительства, приватизации или сносе.
Галина Изотова начала с сообщения: «Мы успешно реализовали все задачи, поставленные Президентом Российской Федерации и парламентом Российской Федерации».
В рамках задачи президента по укреплению технологического суверенитета страны Счетная палата в отчетном году провела девять тематических мероприятий, в которых анализировали вопросы организации противодействия санкциям в реальном секторе экономики. Так, СП оценила меры господдержки, направленные на снижение зависимости критически важных видов продукции, обрабатывающей промышленности от импорта и зарубежных технологий.
Анализ показал, что в отдельных случаях к российской продукции относится и та, в которой доля иностранного сырья, комплектующих и оборудования при производстве составляет до 90%. Рекомендации министерству промышленности, правительству: для повышения локализации в России важных производств предложили приоритезировать меры господдержки в отношении именно российских организаций, ориентированных на производство полного цикла, а также установить требования для отнесения продукции к производственной на территории России.
Провели аудит мер государственной поддержки инновационных разработок в отчетном году. Провели анализ реализации Национальной технологической инициативы за период с 2016 по 2022 год. Установлено, что появилось более семи тысяч новых и модернизированных продуктов. Привлечено более 23 миллиардов рублей внебюджетного финансирования.
Выявлен ряд недостатков, которые снижают динамику развития высокотехнологичных рынков. Отсутствует официальная статистика по объему рынков НТИ, не во всех договорах о предоставлении гранта на проведение НИОКРов установлены обязательства по достижению плановых значений.
Анализ полномочий в сфере теплоснабжения выявил недостаточное нормативное регулирование и сложную структуру управления. По итогам проверки направили рекомендации в правительство с предложением установить долгосрочную тарифную политику, определить федеральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию деятельности в сфере теплоснабжения, оценить возможность населения оплачивать услуги ЖКХ для оказания адресной помощи в последующем.
По задаче повышения доходов граждан и благополучия российских семей проведена проверка государственных расходов на предоставление мер социальной поддержки с учетом критериев нуждаемости в рамках госпрограммы «Социальная поддержка граждан». В среднем 45% семей с несовершеннолетними детьми получают ежемесячные выплаты.
Счетная палата рекомендовала Минтруду проработать вопросы проведения пилотного проекта по увеличению размера мер соцподдержки по устранению дефицита доходов семей.
Одной из ключевых новаций стало внедрение в деятельность СП аудита соответствия.
Продолжили работу по выстраиванию процессов использования продвинутых методов анализа и сформировали центры компетенций по качественным исследованиям.
Международная деятельность СП очень активная на площадках объединений контрольно-счетных органов ИНТОСАИ, АРАБОСАИ, АЗОСАИ. В июле этого года в Уфе СП ожидает большую делегацию коллег – руководителей высших органов аудита (ВОА) из стран БРИКС. СП продолжает исполнять роль главного аудитора нескольких международных организаций, Организации Объединенных Наций.
Примером того, как выполняются рекомендации СП, как рассказывает об этом депутатам и отвечает на их вопросы глава СП, стала резонансная тема страховой медицины.
По информации доклада Галины Изотовой, в сфере обязательного медицинского страхования СП рекомендовала Минздраву совместно с Федеральным фондом ОМС рассмотреть возможность учета в методике распределения субвенций влияние ценовых коэффициентов, отражающих сравнительную стоимость ресурсного обеспечения. Сумма, которую дополнительно получили регионы в 2024 году, составила более 20 миллиардов рублей.
Отвечая на вопрос депутата фракции «Новые люди» Сарданы Авксентьевой, Галина Изотова подчеркнула, что по ОМС одна из рекомендаций СП выполнена. Разработаны и направлены в страховые медицинские организации и территориальные фонды ОМС методические рекомендации по защите прав застрахованных в досудебном и в судебном порядке.
«В части сохранения модели страховой медицины, то здесь по итогам нашего мероприятия и ряду других мероприятий, которые мы в постоянном режиме проводим, могу сразу доложить, что мы не пришли к выводу о необходимости упразднения страховой модели.
Кроме того, последние годы, включая период пандемии, показал, что наша модель смешанная, в мире такая модель во многих странах, не буду называть, вы их знаете, реализуется, и везде она показала свою эффективность. Там, где модель, например, в таких странах как Великобритания, Латвия, чисто бюджетная, вы всё-таки об этом говорите, она, напротив, показала свою несостоятельность», – пояснила Изотова.
Депутат СРЗП Дмитрий Гусев предложил посмотреть на некоторые цифры, которые здесь сегодня были представлены. «Ну действительно, 26 миллиардов рублей – это те деньги, которые возвращены в бюджет, цифра колоссальная, в три раза выше, чем в прошлом году, серьезное достижение.
Еще одна цифра, которая требует внимания, это то, что при аналогичном с прошлым годом количеством проверок сумма выявленных недостатков увеличилась с 885 миллиардов до 2 триллионов. Но вот что в этой цифре меня поразило, так это то, что из двух триллионов нарушений полтора триллиона – это нарушения требований ведения отчета. То есть три четверти нарушений, которые Счетная палата обнаружила за прошлый год, это нарушения по ведению отчетности, ну, то есть, грубо говоря, неправильно там проверки провели или что-то. Но разве этого мы ждем от Счетной палаты? Ведь мы хотим сделать так, чтобы Счетная палата в современном мире стала не только инструментом нахождения вот этих нарушений, а инструментом того, чтобы мы понимали, куда мы движемся», – сказал Дмитрий Гусев. Депутат считает необходимым расширить функции и увеличить полномочия Счетной палаты. Дать возможность Счетной палате контролировать результаты государственных программ и бюджетных расходов на соответствие целям национального развития.
Существуют такие бессмысленные формы воровства в особо тяжких размерах, где нет выгодоприобретателей, только пострадавшая сторона. Выявлять их умеет только Оксана Дмитриева со своим кибернетическим мышлением. СП тут вне игры. С аудиторами случается ступор на грани инфернального перехода из реального мира в виртуальную сферу теневого бюджета. Депутат Оксана Дмитриева спросила: «Какое объяснение дает Счетная палата тому, что прирост государственного долга за 23 года составил 21 триллион рублей, в то время как накопленный дефицит за этот же период – всего 7,8 триллиона, то есть около восьми триллионов? Зачем было занимать 21 триллион для того, чтобы погасить дефицит в размере восьми триллионов?
И еще один вопрос. Курсовые разницы по вашему отчету при переоценке ФНБ оцениваются в 2 триллиона рублей. Переоцениваются также и те средства, которые заморожены под санкциями?»
Отвечал аудитор СП Алексей Савятюгин.
По его словам, госдолг России является только одним из источников покрытия дефицита. С другой стороны, государственный долг осуществляется не только в целях финансирования дефицита федерального бюджета, но и для финансового обеспечения иных источников финансирования. Если одни источники выбывают, то их должны возмещать государственные заимствования, например, бюджетные кредиты регионов.
«Именно поэтому у нас и происходит такая ситуация, когда государственный долг больше дефицита бюджета. Например, на 2023-2026 годы федеральными законами, которые вы, уважаемые депутаты, приняли, у нас 10,9 триллиона рублей – государственный долг, но, учитывая, что минус 4 триллиона – у нас выбывающие источники, то как раз 6,9 триллиона – это дефицит бюджета», – пояснил Алексей Савятюгин. Два десятка триллионов все равно не складывается очень далеко.
Депутат ЛДПР Станислав Наумов сформулировал один из самых больных вопросов в максимально смягченном виде: «Какой видит свою роль Счетная палата в дополнительной работе с доходами? Потому что очевидно, что реализация этих направлений связана с определённой корректировкой налоговой политики». И тут Изотова выдала в ответ совсем неожиданное: «Я уже приводила цифры, значит, по проверке таможенных органов, где более 20 миллиардов рублей мы, значит, выявили по итогам, значит, проверки применения нашего таможенного законодательства, увидели, что при ввозе фракции пальмового масла ставка применялась льготная, а должна применяться была стандартная 20%». Как такое возможно и почему это стало известно только сейчас? Пальмовое масло вообще надо бы запретить для ввоза в Россию. По инициативе председателя Думы Вячеслава Володина сумели всего лишь добиться отмены льготной ставки НДС. И ничего не изменилось
Депутат СРЗП Михаил Делягин понимает, полномочия и образ действия СП направлены на выявление локальных, частных недостатков. Но что СП может добиться для исправления недостатков системных? «Ну вот выявила, например, Счетная палата, к примеру, что государственное стимулирование инвестиций никак не коррелирует с реальным инвестиционным процессом, а сами меры стимулирования инвестиций не осуществляются в наиболее важных направлениях, которые определяют технологический суверенитет.
То есть вся сложная, разветвленная система инвестиционного стимулирования, изощренностью которой мы так гордимся, с практической точки зрения, к сожалению, бессмысленна», – утверждал депутат Михаил Делягин. Ответа по существу не прозвучало.
На этот раз особенно много и назойливо говорили о проблеме ДСП. Председатель комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, коммунист Нина Останина сообщила: «Часть отчетов Счетной палаты о проводимых мероприятиях, они носят гриф «ДСП» Это затрудняет работу с ними, их нельзя отразить в информационных системах Государственной Думы, они подлежат особым условиям хранения и использования. Цифры есть, но пользоваться ими мы не можем и довести их даже до сведения наших избирателей».
Николай Коломейцев в выступлении от фракции КПРФ сказал: «Действительно, Счетная палата на 536 или 3 тысячи 74 рекомендации дала, но, опять же, если они ДСП ставят, кто о них знает и кто их читает, кроме узкого крута ограниченных людей? Это неправильно. С моей точки зрения, вы таким образом, возможно, ценнейшую информацию отдаете на урну. Я настаиваю на необходимости, чтобы депутаты имели возможность в нормальном режиме ознакомиться с вашими рекомендациями». «С моей точки зрения, ДСП могут быть только отчеты, касающиеся оборонно-промышленного комплекса», – заявил Коломейцев.
Дальше попытался представить развернутую позицию.
«Понимаете, сегодня время титанических перемен. Наши эксперты и руководители шести промышленных ассоциаций считают, что нам настала пора, а я утверждаю, что сегодня только аналитический аппарат Счётной палаты может работать на государство более эффективно. Почему? Потому что, наверное, превышающий вас по возможностям НИФИ сегодня перешел на коммерческую основу и даже на Минфин работает за деньги. Реформа РАН привела к тому, что к ней стали плохо прислушиваться, хотя, я считаю, что должна быть сначала РАН, потом – вы, потом – НИФИ. Но что вам надо рассмотреть? Нам в конце 90-х Чубайсом или через Чубайса МВФ и наши бывшие партнеры навязали, ну, я бы сказал, ущербную налоговую политику и налоговый кодекс. Вы посмотрите, принцип нейтральности, он к чему приводит? У нас сегодня налоговая нагрузка на добывающие отрасли -35 процентов, а на тех, кто нам нужен, должен делать и импортозамещение, и одежду, и обувь, у них – от 59 до 93, при том, что рентабельность станкостроения, если вы не знаете, – от 2 до 4 процентов.
А как же мы фондообразующую отрасль восстановим, если туда, вдумайтесь, банковская система, которую вот тут Саватюгин защищал, 138 триллионов активов, а всего 1,3 триллиона инвестиций. Это вещь в себе.
С моей точки зрения вы необъективно подходите, вот завершая налоговую тему, мы считаем, что ваш экспертно-аналитический аппарат обязан, и я Морозова прошу в постановлении записать нашей поправкой: проверить и дать свои рекомендации по совершенствованию Налогового кодекса. Мы вам свои, вот здесь сейчас в следующих разделах будет, мы вам дадим.
Но по Банку России мы считаем, что вы неправы. Банк России не выполняет ни закон «О Банке России», потому что 75-я статья Конституции по-прежнему гласит, что рубль – это наша национальная валюта. Среди задач Банка России отсутствует базовая. В отличие от большинства стран «семерки», финансовых органов, он не отвечает за рост экономики. В результате он превратился на вещь в себе. Обратите внимание, с 2017 года Банк России, прибыль которого на 75 процентов должна зачисляться в бюджет, он дает убытки, причем серьезные».
Конец цитаты.
Ельцин-то, оказывается, был прав, не там сели. А мы тут все про какие-то триллионы.
Лев МОСКОВКИН.
Фото Ольги Давыдовой