«Мне виделась Москва, что муравейник»: в Театре на Покровке – премьера «Самозванцев» (18+)

Трагикомедия «Самозванцы» –  своеобразный взгляд на историю Смутного времени режиссера Михаила Милькиса – появилась в афише Театра на Покровке.

Постановщик создал спектакль на основе сценической фантазии на тему  произведений А. Пушкина, Ф. Шиллера и других авторов. Пьеса рассказывает о пути к власти Лжедмитрия I, его отношениях с Мариной Мнишек, повлиявших на судьбу целого народа.

В центре сюжета – двое, Он и Она. Оба честолюбивы, амбициозны, рвутся к власти и мечтают воцариться на русском троне. Кто эти люди – авантюристы, мечтатели или лицедеи? Ответить на вопрос – важно, потому что из вышеперечисленных понятий и складывается характер действия.

А действие это – витиевато, в нем не так просто разобрать, что является правдой, а что вымыслом.

Спектакль решен в форме открытой репетиции. Режиссер Михаил Милькис присутствует в зале, давая краткие указания артистам. Сам он тоже появляется на сцене перед началом каждого акта, объясняя зрителям мотивы, толкнувшие его к постановке, и соображения, почему им стоит забрать деньги и уйти с премьеры. Юмора постановщику не занимать. Как и способности к рефлексии, присутствующей в каждом хорошем художнике. Ведь по большому счету творчество и есть пространство бессонных ночей, бесконечного поиска, сомнений, попыток пойти «туда, не знаю куда». Чем оно, собственно, и отличается от ремесленничества, из раза в раз тиражирующего формулу успеха.

Сцена, оформленная художником Виктором Шилькротом, представляет собой сложное пространство «чердака истории». Здесь свалены в беспорядке атрибуты разных эпох –  черно-белые телевизоры, старые  плакаты с Терминатором, объемные кресла, табуретки, игрушки и даже чучело огромного  волка.

Чердак истории – это в то же время подвал более высокого пространства, своеобразный небесный андеграунд. А любой андеграунд всегда вопиет к современникам: «Перемен! Мы ждем перемен!» Жалко вот только, что крайне редко вопиющие задаются вопросом, а каких именно перемен они ждут.

Сценическое пространство чердака – полигон для этих и подобных мыслей. Он намекает сидящим в зале, что история самозванцев на Руси гораздо ближе к нам, чем кажется, что она – вневременная и даже сиюминутная. Все мы в   каких-то обстоятельствах выступаем самозванцами, и осознание этого факта рождает чувство эмпатии к героям.

Герои меж тем появляются на сцене. Это трое хороших артистов – Владимир Бадов, Михаил Сегенюк и Олег Пармёнов. Троица, не особо вслушиваясь в слова соседей, начинает рассказывать истории из собственной жизни. Доморощенный «совет в Филях» плавно перетекает в другой совет, проходящий уже в покоях польского короля – такой вот изящный исторический мостик. Там тоже спорят, да еще как! Совещающиеся понимают, что им срочно нужна идея, что король предлагает мир превратить в войну, что общий враг присутствующих – это Русь и что «Русь может победить лишь Русь». Последняя фраза повторяется рефреном, как заклинание.

Вот тут-то впервые и заходит речь о якобы чудесно выжившим сыне царя Ивана Васильевича Грозного – Димитрии.

Дальше – больше. Зрители  становятся свидетелями взаимоотношений новоявленного Лжедмитрия (Владислав Хитрик) и дочери польского магната Марины Мнишек (актриса МХТ им. Чехова Юлия Витрук). Жажда власти помогает парочке, вопреки всевозможным политическим рогаткам, оказаться в Москве. Самозванец носит нательный крест, по которому в нем опознают чудом спасшегося русского царевича. Только вот неожиданно вскрывается досадное обстоятельство: крест-то этот повешен на грудь самозванца наемным убийцей Димитрия. «Мелкое» это недоразумение не мешает Самозванцу заручиться поддержкой матери Димитрия царицы Марфы, не любившей убиенного ребенка. Марфа действует из политических и корыстных соображений. Самозванец же в нужный момент отказывается от Марины Мнишек, меняя ее на Ксению Годунову, мечтая, сочетавшись с ней браком, законно соединить в своем и ее лице две царские династии.

Калейдоскоп исторических событий и водоворот подковерных дворцовых интриг подается в спектакле легко, играючи, а политический акцент истории уступает место исследованию режиссером личных мотивов персонажей. Видимо, именно поэтому герои помещены Милькисом в нарочито условную «театральную» среду.

Апофеозом этой театральности является символический полет Самозванца в сторону Москвы на огромном сером волке с летящей перед ним на метле Мариной Мнишек.

Не менее эффектна и сцена «перчаточного театра». Самозванец в этой сцене произносит речь перед своими польскими покровителями, причем его собственная историческая функция низведена до роли перчаточного Петрушки, окруженного реальными людьми. Это обстоятельство рождает в головах зрителей кучу сиюминутных ассоциаций, связанных с сегодняшним зависимым этапом истории некоторых сопредельных Руси государств.

В спектакле необыкновенно хороши все три женских образа. Это уже упомянутая Марина Мнишек в исполнении Юлии Витрук. Это знающая себе цену Ксения, дочь Бориса Годунова  (Алиса Шиханова). И Марфа, мать Димитрия, которую играет сногсшибательная Юлия Авшарова. Ее монолог – это спектакль в спектакле, он стоит особняком и достоен всяческого восхищения.

Мужские персонажи – от Самозванца до поляков и «киллера», поднявшего руку на Димитрия, – многофункциональны. Четверка артистов виртуозно создает образы различных исторических персоналий, так или иначе причастных к драматической странице становления государства Российского.

История «Самозванцев» универсальна, ибо она рассказывает  не только о театре жизни, в которой, как известно, «все люди – актеры», но и о театре как таковом. Лицедейство – вещь полезная и навык в жизни нужный. Играя роли, мы всегда спрашиваем себя: «Кем я хочу казаться?» и «Кем являюсь на самом деле?». Между этими двумя реперными точками каждый в какой-то мере ощущает себя самозванцем. Но ведь в наших силах в любой момент преодолеть это расстояние, при условии, конечно, что мы этого захотим.

Елена Булова.

Фото Дианы Евсеевой

Добавить комментарий