«Мы называем себя еврейским театром для всех национальностей и строим новую художественную политику. Новый репертуар театра формируется не по формальному признаку принадлежности к еврейству, а по сути и духу. Мы будем говорить о толерантности, соседстве, близости и антифашизме. О том, как оставаться собой даже в самые трудные времена. Мы стараемся сохранить тесную связь с историей, изучать реальность и строить будущее». Эти замечательные и точные слова лейтмотивом проходят по всему творчеству уникального Московского еврейского театра «Шалом» – единственного профессионального еврейского театра в стране.
Театр «Шалом» ведет свою историю с 1 января 1921 года – в этот день официально началась сценическая история Государственного еврейского театра в Москве, история эта прекрасна и трагична, как сама жизнь еврейского народа.
Летом 1986 года Московский еврейский драматический театр-студия впервые после ликвидации еврейских культурных институтов получил постоянное помещение в бывшем кинотеатре «Луч» на Варшавском шоссе. В 2014 году театр на 8 лет был закрыт на ремонт. Всё это время труппа играла спектакли на разных, часто не специализированных площадках, репертуар практически не обновлялся. В 2021 году в «Шаломе» произошла перезагрузка. Художественным руководителем театра был назначен Олег Липовецкий, которому вместе с новой менеджерской командой меньше чем за два сезона удалось вернуть театр после затянувшегося кризиса на театральную карту Москвы и России в целом.
В первые весенние дни в театре «Шалом» состоялась премьера трагикомедии «Люблинский штукарь» по мотивам одноименного романа нобелевского лауреата Исаака Башевиса-Зингера. Спектакли по книгам Зингера ставят нечасто. По словам режиссера спектакля Яны Туминой, с художественным руководителем «Шалома» Олегом Липовецким они обсуждали разный материал, пока он не предложил обратить внимание на «Люблинского штукаря».
Чтобы реализовать свое видение этого литературного произведения на сцене, режиссер Яна Тумина написала оригинальную пьесу. В основе текста пьесы перевод Асара Эппеля. В течение двух актов перед зрителем предстает история гениального фокусника Яши Мазура, история о потере и обретении себя, о любви, о совершении выбора и о возможности спасения, даже если весь мир вокруг и внутри рушится бесповоротно.
«Фактура романа очень близка к формату визуального театра, в котором трюк становится специфическим сопровождением текста и расширяет, дополняет сюжет. Безусловно, текст Зингера настолько самодостаточная литература, что, на первый взгляд, совершенно непонятно, как преобразовывать такой плотный психологический текст в условный театральный жанр, — рассказывает режиссер. — Но важно, что театр не занимается реконструкцией литературы, а создает совершенно другое произведение искусства, существующее по иным законам. Это был интересный вызов, сложная и увлекательная задача, так появилось решение делать этот спектакль. Когда тебя вдохновляет произведение, важно решиться на создание нового прочтения, которое не перечеркнет автора, но раскроет новые возможности восприятия и событий, и героев. Расшатанность, которую мы наблюдаем в Яше Мазуре, его неизбежное разрушение возникает в процессе потери смыслов жизни. Высота, с которой падает главный герой, неизбежно грозит катастрофой. Но его необычный выбор, самый главный фокус его жизни – спасает его душу. Совершается чудо».
Главный персонаж постановки Яша Мазур — исключительно одаренный физически и интеллектуально, артист, циркач, фокусник и мыслитель, инженер-исследователь. Он легко покоряет сердца людей и получает то, чего жаждет, но, попав в ловушку собственных уникальных возможностей, оказывается на пороге гибели. «Люблинский штукарь» — это история о гении, о возвращении к себе и об обретении подлинной свободы; философский спектакль, наполненный при этом эксцентрикой и разнообразием средств, спектакль о страсти и любви и об их антиподах.
Новый спектакль театра «Шалом» соткан из текста великого романа нобелевского лауреата Исаака Башевиса-Зингера «Люблинский штукарь», неожиданных сценографических решений художников спектакля, которые в симбиозе с работой видеохудожников и сильнейшим саундтреком создают аутентичную и одновременно очень современную и стильную среду для существования артистов театра. Режиссер спектакля Яна Тумина — уникальный мастер, работающий на стыке театра драмы, театра художника, театра кукол и предмета. Она неоднократный лауреат «Золотой маски», обладатель высшей театральной премии «Золотой софит» и множества других престижных наград.
Над спектаклем работает команда, которая уже не первый раз создает постановки вместе с Туминой. Это хореограф Алишер Хасанов, художник по костюмам Маша Небесная, саунд-директор Павел Ховрачев, художник по свету Василий Ковалёв, видеохудожник Кирилл Маловичко, художник-технолог Нил Бахуров, Кира Камалидинова.
В спектакле заняты все звезды театра: Евгений Овчинников, Антон Шварц, Николай Тарасюк, Григорий Каганович, Дмитрий Цурский, Сергей Шадрин, Светлана Свибильская, Евгения Романова, Анна Терентьева, Алина Исхакова, Елизавета Потапова. «Актеры «Шалома» открыты и талантливы. Значит, у нас есть шанс рассказать красивую, живую и вечную историю», — отметила Яна Тумина.
Это не просто спектакль, это жизнь, в которой есть всё: страсти, любовь и предательство, злоба. Здесь не просто текст, здесь философия великого писателя, переданная через героев романа.
Зрителя порадуют невероятно изобретательные и необычные декорации, мизансценические решения, грим и костюмы и, конечно, ярчайшие актерские работы. Этот спектакль о каждом из нас. О потере и обретении себя. О том, как расслышать в глубине своей души то спасительное, самое главное, которое сохранит твое «я», даже если весь мир вокруг и внутри тебя рушится.
Спектакль создан в рамках реализации гранта Президентского фонда культурных инициатив.
Михаил Ковалёв.
Фото автора