Достижению амбициозных целей может помешать неадекватная регуляторика

Об этом в ходе брифинга в НСН предупредил президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.

Экспорт отечественного зерна в этом сезоне может достичь 65 млн тонн, заявил президент РФ Владимир Путин на встрече с аграриями в начале марта. Такие показатели дают основания надеяться на то, что в 2024 году Россия может занять 25% мирового рынка зерна. Однако достижению этих амбициозных целей может помешать, по словам Аркадия Злочевского, неадекватная регуляторика отрасли: «И дело не только в каких-то законах или подзаконных актах… Например, цена продаваемого на экспорт зерна регулируется Минсельхозом негласно. Он выставляет какую-то цену, и были уже факты, когда продажи ниже этой цены, несоблюдение этих правил приводило к коллапсу. То есть компания продала по несогласованной с Минсельхозом цене, подписала контракты, но им не дали отгрузить. Не выдали фитосанитарный сертификат из-за того, что они просто продали по другой цене».

За первую неделю апреля внешние отгрузки РФ составили 1,2 млн тонн зерна, и виноват в снижении объемов во многом Минсельхоз, заявил глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский: «По объемам внешних отгрузок мы тормозим. За первую неделю апреля мы отгрузили 1,2 млн против 1,5 млн в апреле прошлого сезона. Снижение идет из-за того, что цены фигурируют, которые продиктованы Минсельхозом, а по таким ценам никто брать не хочет, у конкурентов есть дешевле. В результате мы проигрываем тендеры у других стран».

По его словам, есть еще достаточно парадоксальные вещи, которые, что называется, «умом не понять»: «Тот же Минсельхоз, диктуя вот эти цены негласными распоряжениями, при этом рассчитывает пошлины, исходя из цен, которых нет на рынке. Если все наши продажи идут по цене в 205-210 долларов за тонну, почему пошлина рассчитывается исходя из 235 долларов за тонну? Вот кто-нибудь может это объяснить? (…) Фактически сегодня идут отгрузки по 205 долларов за тонну, при этом пошлину нам рассчитывают из 235 долларов. И вся эта пошлина оплачивается из карманов крестьян».

По его мнению, это результат «ручного управления», которое исходит из интересов Минсельхоза и фискальных целей, а не из интересов рынка, государства или производителей: «На самом деле, такими действиями наносится ущерб сельскому хозяйству и стране. При этом прогнозы по ценам на зерно остаются не очень оптимистичными. Поскольку в прошлом и позапрошлом сезоне мы своими действиями (имеется в виду введение Минсельхозом квот на экспорт зерна. – С. И.) загнали цены на очень высокий уровень (цены тогда доходили до 450 долларов за тонну), это привело к тому, что возбудились все конкуренты и нарастили производственную базу по пшенице, по нашей основной культуре. И сейчас пшеницы столько, что шансов на ее подорожание пока не видно, ну, по крайней мере, в этом сезоне. Пшеницы просто очень много в мире, поэтому и такие низкие цены. А тут еще и эти пошлины. Изначально, в 2021 году, они вводились под предлогом борьбы с высокими ценами: тогда на мировом рынке и у нас соответственно наблюдался рост, и плюс на эту ситуацию наложилось ослабление рубля. И вот для борьбы с этими высокими ценами эти пошлины разрабатывались и вводились. При этом, когда они уже были введены физически, цены уже начали падать (в июле 2021 года пошлины были введены, а с апреля цены уже начали падать). В результате все это закончилось обвальным падением рынка, а пошлины так никто и не убрал. Сейчас они исполняют чисто фискальную функцию».

При этом цены на внутреннем рынке зерна находятся на беспрецедентно низком уровне, что отчасти объясняется давлением огромных запасов, образовавшихся за два урожайных года подряд.

«Сейчас средняя цена при расчете на текущий курс составляет 122 доллара за тонну, а на прошлой неделе вообще было 117 долларов за тонну. Это внутренняя наша цена, по которой мы продаем внутри. Такой цены ни в одной стране мира на зерно просто нет. Самая низкая цена у ближайших конкурентов – это у Украины, но там она не опускается ниже 147 долларов за тонну. Про Америку я вообще молчу, там 183 доллара за тонну», – сообщил Аркадий Злочевский.

В результате аграрии оказались в своеобразной ловушке, поскольку расходы на производство зерна растут, а компенсировать потери за счет более высоких отпускных цен не получается.

«Непонятно откуда взялась идея и почему прочно засела в головах, что крестьян надо лишать всех доходов. Все это закончится очень плохо. Вот в этом сезоне есть достаточно серьезные риски засухи, так как влаги уже сейчас недостаточно в некоторых регионах: не было дождей, снег сошел очень быстро, так как была ранняя весна, и в результате влагозапас почвы тает прямо на глазах. И если дожди его не пополнят, то начнет вступать в силу технологичность посевов. А откуда возьмется технологичность, если у крестьян нет денег? Не на что ее поддерживать: невозможно купить хорошие семена, не хватает денег на средства защиты и т. д. Поэтому если не пойдут дожди, придется считать потери», – предупредил президент Российского зернового союза.

Да, президент РФ Владимир Путин поставил очередную амбициозную задачу, а мы, по мнению Аркадия Злочевского, «уже развернулись в сторону падения в силу нетехнологичности посевов и отсутствия денег у крестьян»: «Да, может быть еще есть какой-то временной лаг, но не очень большой, когда эти изменения на производственной базе и на внутреннем рынке еще имеют шанс вернуться в русло роста. То есть пока они еще не необратимы».

Но этот временной лаг, как предупредил Аркадий Злочевский, очень короткий, и следует понимать, что уже следующий сезон, если мы не исправим экономическую ситуацию, будет сопровождаться массовыми банкротствами хозяйств, и мы уже не сможем развернуть просто по щелчку пальцев ситуацию в рост. Это падение уже будет как снежный ком: одно, падая, уже будет тащить за собой другое.

Сергей Ишков.

Фото exp.idk.ru

Добавить комментарий