Бутылка «социальной» водки за 100 рублей – с таким предложением выступил директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.

На минувшей неделе пресса и социальные сети цитировали его заявление: «В российских магазинах самая дешевая бутылка водки стоит 300 рублей, тогда как на нелегальном рынке – в пределах 100-150 рублей. Сделайте водку для нищих (социальную водку, массовую водку, назовите как хотите) за 100 рублей – и проблема с продажей нелегального алкоголя будет решена» (https://news.ru/economics/v-rossii-predlozhili-prodavat-specialnuyu-vodku-dlya-nishih/).
Резон простой – подпольным деловарам станет невыгодно продавать свое ядовитое пойло по цене ниже 100 рублей, и на этом алкогольный контрафакт просто-напросто вымрет.
Возражения сводятся, в основном, к двум пунктам. Первый – это убыток государству. Да, сейчас государство берет 87% акциза с каждой бутылки. Но нелегальный оборот алкоголя, по оценкам специалистов, достигает 20-25% рынка. И если государство займет эту нишу, то доход бюджета никак не уменьшится.
Со вторым пунктом гораздо сложней и… интересней. Конечно, есть исторические стереотипы, по которым «Россия» и «водка» вроде как составляют некий единый неформальный образ. Про давнее прошлое мы можем судить лишь по документам, по художественной литературе. А вот про недавнее советское – знаем доподлинно. В СССР водку называли жидкой валютой, ею расплачивались за многие и многие услуги, она была неотъемлемой частью фольклора, прибауток, присловий. Например, на все случаи жизни: «Тут без бутылки не разберешься». В 1960-е и начале 1970-х годов бутылка «Московской» стоила 2 рубля 87 копеек. Скидывались по рублю даже незнакомые граждане у магазинов, называлось – «сообразить на троих». На сдачу покупали сырок – как раз за 13 копеек. Песенка была: «Где ты друг, наш третий друг? Засыхает плавленый сырок…»
К 1982 году старые цены дважды отменили, и поллитровая бутылка простой водки продавалась за 5 рублей, а «элитная» – за 8 рублей. Народ тотчас дал ответ:
Водка стала пять и восемь,
Все равно мы пить не бросим.
Передайте Ильичу:
Нам и десять по плечу.
Ну а если будет больше –
То получится, как в Польше.
«Ильич» – это Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Ильич Брежнев. А под «получится, как в Польше» – имелись в виду массовые волнения рабочих в Польше.
К 1984 году на каждого человека в СССР приходилось 10,6 литра проданного через магазины, а с учетом самогона – 14,2 литра чистого алкоголя (спирта) в год. В переводе на водку – 35,5 бутылки. Если вычесть более половины населения – детей, стариков и просто непьющих – получается…
И тут возникает экзистенциальный вопрос: а с чего так пили? И вообще – с чего люди начинают так пить? Самое расхожее объяснение – от чувства фрустрации (подавленности, разочарования, невозможности улучшить жизнь), экономических, социально-психологических факторов. Но сейчас, по данным фонда «Общественное мнение», 80% россиян считают советскую эпоху хорошим временем (fom.ru/Proshloe/14823), устройство общества в СССР более справедливым, чем в современной России – 53% против 27% (https://fom.ru/TSennosti/14469). В целом, по мнению большинства, было равенство и справедливость.
Тогда с чего так пили? От хорошей жизни? Загадка…
Теперь – насколько «по плечу»? Водка в СССР стоила дорого. В 1984 году на среднюю начисленную зарплату 193 рубля после вычета подоходного налога можно было купить 32 бутылки.
А как в нынешней России? Не будем о так называемой средней зарплате в 73 тысячи рублей. Известно, из чего и как она выводится. Возьмем бесспорную цифру – минимальную заработную плату (МРОТ) в 19 342 рубля. На эту сумму можно купить 68 бутылок самой дешевой водки. Минимальная розничная цена – 281 рубль.
При таких «возможностях» вроде бы и потребление должно вырасти. Однако современная картина совсем другая.
По данным Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения, в 2022 году продано 6,41 литра чистого алкоголя на среднестатистического россиянина. С учетом самогона и прочего контрафакта – 8,62 литра. То есть россияне стали употреблять алкоголя меньше, чем в советскую пору – в 1,6 раза.
Возьмем сборник Росстата «Здравоохранение в России-2023».
В 2010 году под наблюдением у психиатров-наркологов с диагнозом алкоголизм и алкогольные психозы находилось 1,953 миллиона человек. В 2022 году – 1,051 миллиона. На 900 тысяч меньше.
С 2010 по 2021 год число впервые выявленных пациентов с алкогольной зависимостью сократилось в два раза – со 100 тысяч до 53 тысяч.
От случайных отравлений алкоголем в 2010 году умерло 19,1 тысячи человек. В 2022 году – 8,5 тысячи (https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13218).
Случайные алкогольные отравления – это, как правило, от контрафактного алкоголя или спиртосодержащих жидкостей. Понятно, что подобное употребляют далеко не самые благополучные члены общества.
Таким образом, есть основания полагать, что продажа водки по 100 рублей за бутылку не просто уничтожит подпольное производство, но, самое главное, – спасет жизни этих людей.
Сергей Баймухаметов.
От редакции. Не все утверждения автора кажутся нам бесспорными. Нужен ли вообще дешевый яд? Ждем ваших откликов.
Фото Дениса Воронина / агентство «Москва»