18 апреля 2024 года на основной сцене Театра на Таганке прошла премьера спектакля Светланы Земляковой «Деревянные кони» по мотивам повестей Федора Абрамова «Деревянные кони», «Пелагея» и «Алька».
Премьера первых, тех самых,любимовских, «Деревянных коней» состоялась 23 апреля 1974 года — в десятилетний юбилей театра. Как вспоминал сам Ю. П. Любимов, «этот спектакль буквально вырвали у начальства, вот на этом самом месте, в моем кабинете Федор Александрович вскочил и закричал — да я весь израненный, — как это я свою родину не люблю! Может, это вы настоящие патриоты, а не я?! Отчаянно сражался за свое детище. Кое-чем пришлось пожертвовать — не смогли отстоять сцены, связанные с коллективизацией, о которой было сказано в последнем варианте лишь намеком. Но в целом основную концепцию спектакля удалось сохранить».
Спустя 50 лет ставший каноническим спектакль Юрия Любимова «Деревянный кони» вернулся в Театр на Таганке – теперь в интерпретации режиссера Светланы Земляковой: «Над своим спектаклем Юрий Любимов работал совместно с художником Давидом Боровским. У нас же художник – его сын, Александр Боровский, а художник по костюмам – внучка, Мария Боровская. Есть здесь какое-то абсолютное продолжение, посвящение, поэтический ореол. Наша история о мире, который уже исчез. Ведь что из себя представляла деревня? Проблемы, ценностные и нравственные категории — они все в пределах этого небольшого, на первый взгляд, пространства. Но там — целые жизни, на которые проецируется история большой страны. И пусть те времена уже в прошлом, но наш спектакль — это разговор о жизни вообще, о судьбе. Такой разговор всегда актуален потому, что каждый задается вопросом: «А как жизнь эту пройти?». Это поле перед тобой, эту дорогу…»
Светлана Васильевна много занималась деревенской темой и уже думала, что никогда больше не вернется к подобным спектаклям. Повести Федора Абрамова «Деревянные кони», «Пелагея» и «Алька» заставили ее по-новому открыть великого русского писателя, который считается одним из наиболее известных представителей так называемой «деревенской прозы», значительного направления советской литературы 1960–1980-х годов.
Режиссер рассказала, что когда она решила поставить спектакль «Деревянные кони» – это была отчасти самоирония, шутка: «Для меня встреча с Абрамовым оказалась, я думала, перевернутая страница, и я к ней никогда не обращусь. Сейчас я поняла, что это русская трагедия».
Легендарный спектакль Юрия Любимова «Деревянные кони», вернулся спустя ровно 50 лет, когда-то в нём блистали гениальные Алла Демидова, Зинаида Славина, Иван Бортник, Наталья Сайко, Юрий Смирнов. Интересно, что Светлана Землякова не видела ставший каноническим спектакль, только читала о нем в книгах и может лишь предполагать, как он был выстроен, но ей хотелось выразить уважение: «Есть здесь какое-то абсолютное продолжение, посвящение, поэтический ореол. Наша история о мире, который уже исчез. Ведь что из себя представляла деревня? Проблемы, ценностные и нравственные категории — они все в пределах этого небольшого, на первый взгляд, пространства. Но там — целые жизни, на которые проецируется история большой страны. И пусть те времена уже в прошлом, но наш спектакль — это разговор о жизни вообще, о судьбе». На вопрос «Что было важно передать зрителю, о чем заставить задуматься?», она ответила просто «Мне было важно задуматься самой».
Повесть Федора Абрамова “Деревянные кони” документальная. У героев есть реальные прототипы. В тексте говорится про деревню Пижма. На самом деле все происходило в деревне Смутово. Сейчас там уже никто не живет, но населенный пункт до сих пор есть на карте и с помощью навигатора туда можно доехать. Глухая русская деревня как замкнутый, самостоятельный мир, отдельная цивилизация, одинокая планета, пережившая свой расцвет и закат. Мы видим три поколения, три жизни, три судьбы. Здесь и вечный конфликт отцов и детей, и всепоглощающая любовь, и жалость, и удивительная терпеливость и доброта русской женщины. Василиса Милентьевна — совершенно утерянный сегодня, почти иконописный образ невероятного смирения-принятия. Пелагея — мощь и красота, за которыми уже прячется эго. И Алька – вылетела птичка из гнезда, заколотила досками свой дом, и ушло все под землю…
Гениальные работы актрис: внешний облик, особый язык, характерный говор, подбор песен, которые можно услышать только в фольклорной экспедиции в глухомани. Все актеры молодые, но поразительно талантливы! Все буквально с головой погрузились в изучение материала, много работали с речью, слушали записи, интервью, осваивали специфический говор. Актриса Марфа Кольцова провела целое исследование, составила генеалогическое древо семьи, о которой идет речь в повести. В социальных сетях актриса нашла потомков своей героини, общалась с ними, чтобы понять настоящую жизнь в Архангельской области, понять этих замечательных людей, живущих там: « Они передали мне состояние, в котором я начинала эту работу. Когда я поговорила по телефону, услышала голос этого человека – это своеобразный голос. Магическое было ощущение, разговариваем как подружки, а у меня ощущение, что идет загрузка тех прошлых лет, как она говорит размеренно, интонации иные. Это магическое ощущение, как будто загрузила в себя прошлые года, и услышала голос своей героини» – подчеркнула Марфа Кольцова.
Актеры уверяют, что со своими героями они дистанции не ощущают: «Нам только кажется, что у нас нет связи с землей, а на самом деле она есть у всех, даже если ты родился в мегаполисе в третьем поколении и был только на даче. Это всё равно всё есть. Я не знаю, как это работает, но оно потом постепенно просыпается, и ты будто бы вспоминаешь что-то, чего не было в твоей жизни», – рассказал актер Максим Михалёв.
А причем кони- то деревянные? На сцене есть маленькая игрушечная деревянная лошадка, но название дано по навершиям-конькам на крыше: в деревнях на севере России у всех они играли роль оберегов, символов жизни и души – ведь главный дом человек в душе у себя строит, и тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
Михаил Ковалёв.
Фото автора