«Деревянные кони» вновь скачут на Таганке!

18 апреля 2024 года на основной сцене Театра на Таганке  прошла премьера спектакля Светланы Земляковой «Деревянные кони» по мотивам повестей Федора Абрамова «Деревянные кони», «Пелагея» и «Алька».

Премьера  первых, тех самых,любимовских, «Деревянных коней» состоялась 23 апреля 1974 года — в десятилетний юбилей театра. Как вспоминал сам Ю. П. Любимов, «этот спектакль буквально вырвали у начальства, вот на этом самом месте, в моем кабинете Федор Александрович вскочил и закричал — да я весь израненный, — как это я свою родину не люблю! Может, это вы настоящие патриоты, а не я?! Отчаянно сражался за свое детище. Кое-чем пришлось пожертвовать — не смогли отстоять сцены, связанные с коллективизацией, о которой было сказано в последнем варианте лишь намеком. Но в целом основную концепцию спектакля удалось сохранить».

Спустя 50 лет ставший каноническим спектакль Юрия Любимова «Деревянный кони»  вернулся в Театр на Таганке – теперь в интерпретации режиссера Светланы Земляковой: «Над своим спектаклем Юрий Любимов работал совместно с художником Давидом Боровским. У нас же художник – его сын, Александр Боровский, а художник по костюмам – внучка, Мария Боровская. Есть здесь какое-то абсолютное продолжение, посвящение, поэтический ореол. Наша история о мире, который уже исчез. Ведь что из себя представляла деревня? Проблемы, ценностные и нравственные категории — они все в пределах этого небольшого, на первый взгляд, пространства. Но там — целые жизни, на которые проецируется история большой страны. И пусть те времена уже в прошлом, но наш спектакль — это разговор о жизни вообще, о судьбе. Такой разговор всегда актуален потому, что каждый задается вопросом: «А как жизнь эту пройти?». Это поле перед тобой, эту дорогу…»

Светлана Васильевна много занималась деревенской темой и уже думала, что никогда больше не вернется к подобным спектаклям. Повести Федора Абрамова «Деревянные кони», «Пелагея» и «Алька» заставили ее по-новому открыть великого русского писателя, который считается одним из наиболее известных представителей так называемой «деревенской прозы», значительного направления советской литературы 1960–1980-х годов.

Режиссер рассказала, что когда  она решила поставить спектакль «Деревянные кони» – это была отчасти самоирония, шутка: «Для меня встреча с Абрамовым оказалась, я думала, перевернутая страница, и я к ней никогда не обращусь. Сейчас я поняла, что это русская трагедия».

Легендарный спектакль Юрия Любимова «Деревянные кони»,  вернулся спустя ровно 50 лет, когда-то  в нём  блистали гениальные Алла Демидова, Зинаида Славина, Иван Бортник, Наталья Сайко, Юрий Смирнов. Интересно, что Светлана Землякова не видела ставший каноническим спектакль, только читала о нем в книгах и может лишь предполагать, как он был выстроен, но ей хотелось выразить уважение: «Есть здесь какое-то абсолютное продолжение, посвящение, поэтический ореол. Наша история о мире, который уже исчез. Ведь что из себя представляла деревня? Проблемы, ценностные и нравственные категории — они все в пределах этого небольшого, на первый взгляд, пространства. Но там — целые жизни, на которые проецируется история большой страны. И пусть те времена уже в прошлом, но наш спектакль — это разговор о жизни вообще, о судьбе». На вопрос «Что было важно передать зрителю, о чем заставить задуматься?», она ответила просто «Мне было важно задуматься самой».

Повесть Федора Абрамова “Деревянные кони” документальная. У героев есть реальные прототипы. В тексте говорится про деревню Пижма. На самом деле все происходило в деревне Смутово. Сейчас там уже никто не живет, но населенный пункт до сих пор есть на карте и с помощью навигатора туда можно доехать. Глухая русская деревня как замкнутый, самостоятельный мир, отдельная цивилизация, одинокая планета, пережившая свой расцвет и закат. Мы видим три поколения, три жизни, три судьбы. Здесь и вечный конфликт отцов и детей, и всепоглощающая любовь, и жалость, и удивительная терпеливость и доброта русской женщины.    Василиса Милентьевна — совершенно утерянный сегодня, почти иконописный образ невероятного смирения-принятия. Пелагея — мощь и красота, за которыми уже прячется эго. И Алька – вылетела птичка из гнезда, заколотила досками свой дом, и ушло все под землю…

Гениальные работы актрис:  внешний облик,  особый язык, характерный говор, подбор песен, которые можно  услышать только в фольклорной экспедиции в глухомани. Все актеры молодые, но поразительно талантливы!  Все буквально с головой погрузились в изучение материала, много работали с речью, слушали записи, интервью, осваивали специфический говор. Актриса Марфа Кольцова провела целое исследование, составила генеалогическое древо семьи, о которой идет речь в повести. В социальных сетях актриса нашла потомков своей героини,  общалась с ними, чтобы понять настоящую жизнь в Архангельской области,  понять этих замечательных людей, живущих там: « Они передали мне состояние, в котором я начинала эту работу. Когда я поговорила по телефону, услышала голос этого человека – это своеобразный голос. Магическое было ощущение, разговариваем как подружки, а у меня ощущение, что идет загрузка тех прошлых лет, как она говорит размеренно, интонации иные. Это магическое ощущение, как будто загрузила в себя прошлые года, и услышала голос своей героини» –  подчеркнула Марфа Кольцова.

Актеры уверяют, что со своими героями они дистанции не ощущают: «Нам только кажется, что у нас нет связи с землей, а на самом деле она есть у всех, даже если ты родился в мегаполисе в третьем поколении и был только на даче. Это всё равно всё есть. Я не знаю, как это работает, но оно потом постепенно просыпается, и ты будто бы вспоминаешь что-то, чего не было в твоей жизни», – рассказал актер Максим Михалёв.

А  причем кони- то деревянные? На сцене есть маленькая игрушечная деревянная лошадка, но название дано по навершиям-конькам на крыше: в деревнях на севере России у всех они играли роль оберегов, символов  жизни и души – ведь главный дом человек в душе у себя строит, и  тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Михаил Ковалёв.

Фото автора

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x