«Театр в России больше, чем театр»

Так звучит девиз Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров, который пройдет в Москве уже в четвертый раз. Темой фестиваля станет театр будущего: новые имена, новые тренды и новые возможности. С 16 по 20 мая этот форум объединит более шестисот специалистов из 396 организаций 68 регионов страны. 50 000 театральных менеджеров будут следить за его событиями онлайн.

В конце апреля состоялся пресс-бранч, предваряющий это большое событие в театральной жизни страны. Оргкомитет фестиваля встретился с журналистами и блогерами, чтобы в неформальной обстановке напомнить о смыслах и идеях фестиваля. Программа фестиваля уже опубликована на сайте ВФТМ, а подробно о концепции и событиях фестиваля  расскажут на пресс-конференции в ТАСС 15 мая.
В пресс-бранче приняли участие члены оргкомитета и спикеры:

Кирилл Крок, руководитель фестиваля, директор Театра им. Евг. Вахтангова. Наталья Сергеевская, помощник руководителя, директор Театрального проекта 27, руководитель отдела спецпроектов Большого Детского фестиваля. Николай Голубев, создатель и директор музея-театра «Булгаковский Дом». Елена Панасенко, независимый менеджер и продюсер,  художественный руководитель Dancehelp.ru. Наталья Склярова, исполнительный директор музея-театра «Булгаковский Дом». Андрей Соколов, заместитель художественного руководителя «Московского еврейского театра «Шалом». Алексей Франдетти, российский режиссер театра и кино, актер, художник, педагог, телеведущий, автор стихотворных переводов, главный режиссер театра «Ленком Марка Захарова».

Среди членов оргкомитета есть представители практически всех видов театра: драматического и музыкального, театра танца и театра кукол, частных, государственных и национальных театров, театра-музея. Именно это разнообразие позволяет составить уникальную программу, которая дает возможность учесть интересы и запросы всей театральной общественности России. Из 1300 театров, зарегистрированных в нашей стране, в фестивале в этом году принимают участие 396. Регистрация участников на очные сессии проходила  с учетом возможностей площадок ВФТМ. Организаторы подчеркнули, что задача фестиваля не только обучение, но создание общего культурного пространства, создание новых смыслов, новых путей объединения и гармонизации театральной деятельности. «Всё в театре рождается по любви», – уверены организаторы Вахтанговского фестиваля.

Кирилл  Крок, руководитель ВФТМ: «Очень здорово и очень важно, что, кроме объединений актеров, режиссеров, художников, есть сообщество театральных менеджеров. Что есть с кем поговорить, кому излить душу, разделить радости, поделиться опытом, научиться новому. И это позволяет, пусть даже в непростых условиях, жить и развиваться российскому театру».

Развитие фестиваля подразумевает и то, что в его работе принимают участие не только постоянные региональные партнеры. Региональные программы возникли как логичное продолжение московской программы. Эти программы проходят с акцентом на проблемы и вопросы региона. Самый крупный партнер – Балтийский культурный форум, в котором совсем недавно ВФТМ курировал театральное направление. В июне состоится сессия фестиваля в Кыргызстане, где уже зарегистрировало более 50 представителей всех стран СНГ. Об этом рассказала помощник художественного руководителя ВФТМ Наталия Сергеевская. «Это для нас новый вызов и новый, уже международный, уровень. Формат знакомства, позволяющий появиться новым совместным проектам и коллаборациям театров СНГ и России. Наша задача – всех перезнакомить и подружить. Это будет интересный, хоть и сложный опыт. А в России нас ждет участие в театральном фестивале во Владивостоке. Оглядываясь назад, на эти четыре года, я вижу, что мы создали целую вселенную ВФТМ, в которой есть свои символы, традиции, мемы, шутки. Есть ощущение поддержки коллег, плеча, на которое можно опереться, света, позволяющего преодолеть любую тьму. Да, мы занимаемся в театре менеджментом, ищем партнеров и спонсоров, продаем билеты, организуем производство, но наша задача гораздо шире. Важно, чтобы те, кто работает с нами в театре, были  счастливы, в полной мере реализовали свои творческие амбиции. Современная работа в театре ставит перед нами не только функциональные задачи, но и человеческие, человечные. В следующем году фестивалю исполнится 5 лет. За это время база, основные навыки менеджмента участниками фестиваля уже усвоены, и теперь время идти дальше и создавать новые миры, более тонкие материи затрагивать».

Мысль о важности творческого подхода к работе в театре развил и создатель театра-музея «Булгаковский дом» Николай Голубев, вспомнив создание своего театра-музея и Вахтанговского дома во Владикавказе как примеры творчества менеджера. «Наша функция не только поддерживать творческие идеи режиссеров и художников. На самом деле и у менеджеров тоже есть функция творить. Потому что наши организационные моменты – это и есть наше живое творчество.

Комьюнити ВФТМ – это сама по себе огромная образовательная программа. Мы не только своим опытом делимся, а привлекаем лучших из лучших – не только из театрального мира, но и смежных областей. За время работы фестиваля действительно изменилась среда. Так получилось, что наша заслуга в этом тоже есть. И вот теперь уже можно говорить о вопросах синергии, потому что есть такой запрос. Двигаться дальше».

Тему поддержала Наталья Склярова: «Когда пять лет назад Наталья Сергеевская – наша любимая сокурсница Школы Дадамяна – пришла с идеей ВФТМ, мы не могли не поддержать, не включиться в этот нелегкий, но увлекательный труд: у нас был не только опыт, которым мы могли поделиться, но и структурно, как организация, мы были буквально созданы и подготовлены для проектной и командной работы фестиваля. Мы продолжаем учиться: и у друг друга, и у нашего флагмана – Кирилла Игоревича Крока. Мы научились еще больше учиться и любить. И готовы научить этому вас».
Елена Панасенко занимается современным танцем и поддержкой молодых хореографов. Организаторы фестиваля шутят, что современная хореография очень обязана присутствию в команде Елены. Какие бы планы ни обсуждались, Елена всегда на страже интересов танца! Говоря о своем опыте работы в ВФТМ, Елена отметила: «Какие-то вещи ты смело начинаешь с нуля. А почему? Потому что есть ВФТМ. Я слушаю всех театральных менеджеров страны, мы проникаемся проектами друг друга. Что очень интересно. И в какой-то момент спрашиваешь себя: «А почему я так не делаю?» Вот же, другие делают. И начинаешь писать, подавать заявки, общаться с людьми – и постепенно всё получается. Да, это не просто, зато классно!»
Алексей Франдетти, отвечая на вопрос о перспективах развития театра, отметил, что будущее за диалогом: «Сцена не место для импровизации. Все нужно продумать дома, в офисе, где угодно. Может быть, я так считаю, потому что музыкальный театр, в котором я много работаю, самый дорогой в производстве и любые импровизации здесь обходятся тоже дорого. Это быстро учит грамотному планированию и расчету. К примеру, девяносто миллионов рублей стоит спектакль «Маяковский». Мы окупили его за сезон. И во многом, как мне кажется, потому был не только творческий, но продюсерский расчет. Целевая аудитория, как на нее выйти, как в нее попасть, как продавать… Безусловно, нам сильно повезло, без этого в театре не бывает. Но и расчет должен быть! Как-то Кирилл Игоревич Крок высказал мысль, которую я хорошо усвоил: «В театре нет никакого «я», есть только «мы». Режиссеров часто «заносит» в своих творческих желаниях. Хочу на сцене 20 слонов. А у директора нет 20, а есть один, но большой. Или нет слона, но есть фонтан. Значит, надо пробовать с тем, что есть. Самое важное – это диалог, который должен сложиться с продюсером, который как китайская стена стоит за спиной режиссера. Какой бы ни был запал еще порепетировать, надо находить время и возможности для рекламной съемки, для работы с менеджерами театра, с рекламными службами. Вот этот творческий, креативный диалог всегда должен быть!»

Андрей Соколов рассказал о новых направлениях работы в театре «Шалом»:

«Хочется рассказать о том, как ВФТМ влияет на отрасль. Чтобы вы примерно это себе представляли. В 2019 году, потому как в Москве на первом форуме ВФТМ Дарья Хаустова читала лекцию о социальных сетях театра и были жаркие споры на тему, нужно ли вообще общаться со зрителями. Совсем недавно на Балтийском форуме в рамках лекции ВФТМ Дарья снова рассказывала об опыте работы Театра Вахтангова в соцсетях и задала вопрос: «Кто работает с искусственным интеллектом в театре?» И уже поднимаются руки. Такой контраст всего за четыре года. Мы двигаемся, отрасль двигается, это прекрасно. Сегодня хотим вам представить проект, тоже связанный с искусственным интеллектом. Он создан при участии МТС-лайф, нашего генерального партнера, который уже многие годы поддерживает нас. А сейчас у нас появился запрос именно в творческих мощностях, да, – то есть не только в финансовых, но и в творческих. 100 лет назад  Станиславский написал статью «Разные типы театров», где предсказал вектор развития театра. Одним из ярчайших фрагментов стало описание грандиозного театра будущего. При помощи искусственного интеллекта наши партнеры визуализировали некоторые картины этого описания. Полностью мы увидим их на пресс-конференции в ТАСС».

В завершение пресс-бранча слово передали партнерам ВФТМ-2024.

Представитель МТС-live Олеся Астафурова продолжила тему диалога: «Мы участвуем в образовательной программе ВФТМ и всегда находимся в диалоге – как с командой организаторов, так и со многими театрами. Очень рады, что у нас есть такая возможность. Благодаря фестивалю мы теперь не только цифровые проекты в сервисе придумываем, но и творческие инициативы реализуем. Посмотрим в ТАСС, что выйдет из нашего фильма о мечтах Станиславского. Для нас это первый такой опыт, обычно мы используем искусственный интеллект, чтобы бизнес-задачи решать, а творческие – еще не случалось. Наша команда с нетерпением ждет форума всех театральных менеджеров, чтобы подискутировать и придумать новые проекты».

Выступили также партнеры фестиваля Артем Керпек, руководитель компании «Сценический Портал»,  Александр Мельцев, директор компании «ИНТОКУ».

Ирина ШВЕДОВА.

Фото Александра Иванишина предоставлены пресс-службой Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров

Добавить комментарий