Лаборатории Москвы на страже комфорта

За улицами и домами Москвы следят самые современные лаборатории. Их оборудование позволяет измерять то, от чего зависит наш комфорт.

Да будет свет!.. Но вот только какой?

По вечерам на улицах и домах загораются тысячи лампочек. Москва — одна из самых освещенных столиц мира. Свет делает город безопасным и спокойным. Однако он же не должен мешать людям спать.

По вечерам по улицам ездит мобильная светотехническая лаборатория «Моссвета». Небольшой белый автомобиль, набитый специальным оборудованием, замеряет равномерность распределения света по поверхности, яркость вывесок, архитектурной подсветки и рекламных конструкций. Светочувствительные камеры оценивают все это в люксах — единицах измерения освещенности, а оператор проверят на соответствие нормам.

Для каждой зоны — свои нормы. Например, во дворах должно быть 4 – 6 люкс, а на детских площадках не меньше 15. Магистральные дороги и улицы общегородского значения должны соответствовать показателям минимально допустимой освещенности от 20 до 30 люкс.

Для сравнения: в очень пасмурный день освещение составляет около 100 люкс, а в ясный солнечный полдень в тени — 10 – 25 тысяч. В рабочем кабинете освещение должно составлять от 250 до 500 люкс.

Как акустика помогает чинить кабели

Еще одна передвижная лаборатория, на этот раз акустическая, принадлежит ПАО «Россети Московский регион». Акустический датчик может выявить повреждения кабеля, который залегает на глубине нескольких десятков метров — в зависимости от типа грунта.

Такой метод поиска универсален: он позволяет найти самые различные повреждения. Например, есть так называемый заплывающий пробой, когда при высоком напряжении возникает короткое замыкание, а при номинальном — исчезает. Акустический метод позволяет также обнаружить обрыв жилы, однофазные и междуфазные повреждения. Что он не может обнаружить, так это полное замыкание с маленьким переходным сопротивлением — оно не дает искрового разряда. Нет разряда — нет звука. Для определения обрыва кабеля акустическим методом сопротивление должно быть несколько десятков Ом.

Оператор, вооруженный чувствительной акустической «трубой», идет вдоль кабеля и ищет место, где сигнал наиболее сильный. Это и есть место повреждения. Его вскрывают, кабель чинят и снова проверяют.

Вода наивысшего качества

Воду, которая циркулирует в наших трубах, проверяют по всему маршруту специалисты АО «Мосводоканал». Начиная от водохранилищ и впадающих в них рек, затем на станциях водоподготовки и заканчивая местом входа трубы в жилой дом — дальше уже начинается зона ответственности управляющей компании. Специалисты мобильных лабораторий оценивают воду по 184 параметрам. В их распоряжении есть хромато-масс-спектрометры, масс-спектрометры с индуктивно связанной плазмой, атомно-абсорбционные комплексы, ионные и газовые хроматографы. Практически всю таблицу Менделеева, а также сотни органических соединений можно определить в капле воды с точностью до нанограммов. Фенолы, эфиры, аммиак, железо, магний, кальций — на все это есть строгие нормативы. Чего в питьевой воде вообще не должно быть, а что должно быть в умеренных количествах.

Проводятся и выездные анализы, которые выполняет выездная химико-бактериологическая лаборатория. Наличие анаэробных и аэробных бактерий и их спор недопустимо — и вода проходит тщательную обработку озоном, ультрафиолетом, гипохлоритом натрия.

Воду берут в разных частях города в контрольных точках, проверяют при установке нового участка трубы или замены старого. Обязательно проверяют при подтоплениях — откуда взялась вода: из труб, из-под земли или дождевая?

Лаборатория против национальной беды

Одна из двух бед России, как известно, дороги. И недаром: расстояния большие, нагрузка на дорожное полотно велика, а климат суров. Летняя жара, зимние морозы и переходы через точку замерзания, проливные дожди и тысячи автомобилей — все это служит причиной повреждения дорог.

Лаборатория ГБУ «Автомобильные дороги» позволяет найти проблему раньше, чем она проявилась. Она может замерять ровность дороги, сцепление, определить, что на асфальте наметилась колейность.

Более того, приборы могут «видеть» на глубину до семи метров! Например, под слоем асфальта и гравийно-песчаной подушки грунт переувлажнен или образовалась пустота. Пара-тройка дней — и произойдет проседание, асфальт потрескается и прогнется. Однако данные лаборатории позволяют решить проблему до того, как она возникнет.

Газовые трубы высокой прочности

Свой исследовательский центр есть и у «Мосгаза». Здесь проверяют различные материалы на прочность, исследуют не только сами трубы, но и места их соединений. Пластик, металл, композит — все будет исследовано на прочность, гибкость, устойчивость к коррозии, к давлению газа изнутри и влиянию погодных условий снаружи.

Кроме того, именно здесь газосварщики «Мосгаза» подтверждают свою квалификацию.

Полигон для подъемника

АО «Мослифт» на своей тестовой площадке гоняет оборудование и в хвост и в гриву. Два тестовых механизма — один грузоподъемностью 400 кг, второй 1000 — испытывают устройства на износ, работоспособность, совместимость узлов, легкость и доступность ремонта.

Здесь беспрерывно хлопают дверями лифтовые кабины — так проверяется срок службы балки дверей кабины. Она должна выдержать не менее 500 тысяч циклов открытия и закрытия дверей, это соответствует 10 годам работы лифта.

Майя ПЧЁЛКИНА.

Фото mos.ru

По материалам «Мой Дом Москва»

Добавить комментарий