Сегодня в Бердянске немноголюдно. Он выглядит немного сонным и нахмурившимся. Но повсюду видны приметы прошлой курортной жизни. Парк с покосившимися аттракционами. Побитые временем скульптуры. И потихоньку возрождающаяся инфраструктура.
До начала 90-х Бердянск был центром крупной всесоюзной здравницы. Санатории тянулись вдоль побережья Азовского моря до самой Кирилловки. А это километров сто. Здешние грязелечебницы гремели на всю страну. По профсоюзным путевкам сюда приезжали со всех уголков огромного Союза.
Пришла украинская независимость. Деньги вкладывать перестали, что было – активно разворовывалось. Санатории потихоньку разваливались, требуя капитального ремонта. Но курортники, даже из Москвы и Петербурга, все равно ехали сюда по привычке и вполне массово вплоть до конца нулевых. Поскольку в самих лечебницах жить стало уже совсем невозможно, снимали частное жилье поблизости, а в санаториях оплачивали отдельно медицинские процедуры.
После 14-го года и эта «система» рухнула. В сам Бердянск приезжали только украинские граждане, им предлагалось исключительно солнце и море. А в санаториях расположились боевики нацбатов, использовали их в качестве тренировочных лагерей и мест для кутежей. Родиной одного из самых одиозных нацбатов считается именно Бердянск, поначалу батальон состоял только из местных жителей. Потом разросся, а потом бесславно закончил свой путь, сдавшись в развалинах «Азовстали».
Теперь нашим властям предстоит все здесь приводить в порядок. Видно, насколько обветшало жилье. Всю коммуналку придется практически заново отстраивать. Город приобретает приличный вид только ближе к морю. Здесь расположено большинство отелей и ресторанов, улицы и бульвары уже выглядят достойно. Есть и совсем новые здания. И главное – много где уложен свежий, ровный асфальт.
Мы с коллегами ночевали в отеле, построенном всего лишь три года назад. Условия, вполне отвечающие современным требованиям. Гостиница открывается только по предварительной заявке. Пока еще массового курортника в городе нет. Но местные предприниматели ждут и готовятся. Нас встретила у входа женщина, приехавшая на «Мерседесе», отперла входную дверь, выдала ключи от номеров и пожелала хорошего отдыха. Поздно вечером пришел сторож. На этом контакты с администрацией закончились.
Самое удивительное место в Бердянске – набережная. Прямо по ней проложены железнодорожные пути. Раньше, слегка расталкивая курортников, по ним потихоньку двигались товарные поезда в сторону морского порта. Он совсем рядом, в нескольких сотнях метров. Видны его причалы и краны. Порт далеко не самый крупный на Азове, но свои функции выполняет.
На набережной много скамеек, украшенных различными сказочными животными. Может, они и не сказочные, но выглядят вполне мистически. Здесь же неподалеку – классический памятник водопроводчику, вылезающему из канализационного люка. Я видел подобные в нескольких городах, например – в Братиславе. Только у бердянского водопроводчика лицо странное. Такое впечатление, что его кто-то долго бил ногами.
Здесь имеются и другие странные памятники. Не великим уроженцам города, а – Жабе или Бычку. Возможно, рыба бычок и является основным символом Бердянска. Но мне лично ближе пиленгас. Он крупнее и вкуснее. Присутствует в меню любого приличного ресторана. Вот насчет перекусить в здешних местах систему не поломать никому. Борщ подается с гренками или пампушками, с салом и зеленым луком, наваристый, ароматный. Да и любые другие блюда приготовлены со знанием дела и любовью к поварскому искусству.
Пройдет, конечно, немало времени, прежде чем Бердянск вновь станет теперь уже всероссийской здравницей. Но база-то есть, а дальше – дело за желанием и частными инвестициями. Наверняка они, инвестиции, придут сразу после того, как на всех въездах в города наших новых регионов исчезнут блокпосты.
Алексей Вишневецкий.
Фото автора