Очередная попытка искоренения неискоренимого пьянства 

16 мая 1985 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения». В Советском Союзе началась новая массовая антиалкогольная кампания. Однако из-за противоречивых результатов ее в скором времени пришлось свернуть.

При Советах неоднократно пытались бороться с повальным пьянством. Антиалкогольные кампании проводились в 1918, 1929, 1958, 1972 годах. Но граждане как пили, так и продолжали пить, несмотря на все попытки государства их образумить, напугать, лишить и т. д. И вот в 1985 году в Советском Союзе вновь решили сразиться с «зеленым змием». К этому моменту в среднем на душу населения приходилось 10,5 литра выпитого алкоголя в год. Это только официально, а с учетом самогоноварения могло достигать и более 14 литров — своеобразный рекорд. Ежедневно людей подбирали на улицах в невменяемом состоянии. Много преступлений совершалось в состоянии алкогольного опьянения. Народ стремительно спивался, и с этим надо было что-то делать.

Идейными вдохновителями новой антиалкогольной кампании, начавшейся спустя два месяца после прихода к власти Михаила Горбачёва, стали члены Политбюро ЦК КПСС Егор Лигачёв и Михаил Соломенцев. Вслед за Юрием Андроповым они считали, что одной из причин стагнации советской экономики является общий упадок морально-нравственных ценностей граждан Советского Союза и халатное отношение к труду, в которых был повинен массовый алкоголизм.

7 мая 1985 года были приняты Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и Постановление Совета министров СССР №410 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». Всем партийным, административным и правоохранительным органам предписывалось решительно и повсеместно усилить борьбу с пьянством и алкоголизмом, предусматривалось значительное сокращение производства алкогольных напитков, числа мест их продажи и времени продажи.

В Постановлении Совета министров СССР говорилось о том, что необходимо «активизировать деятельность трудовых коллективов, правоохранительных органов по устранению причин и условий, порождающих пьянство и алкоголизм; повысить ответственность руководителей предприятий, организаций и учреждений за создание во всех коллективах нетерпимого отношения к любым фактам пьянства; активнее вовлекать граждан, и особенно молодежь, в общественно-политическую жизнь, научно-техническое творчество, пробуждать глубокий интерес к художественной самодеятельности, искусству, физкультуре и спорту».

Алкоголиков решено было еще более усиленно лечить и перевоспитывать. Государственный комитет СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли должен был увеличить количество и улучшить качество изданий «научпопа» и научно-методических материалов, плакатов и памяток по антиалкогольной пропаганде. Госкомитет СССР по кинематографии и Госкомитет СССР по телевидению и радиовещанию – увеличить производство художественных, документальных и научно-популярных кино- и телефильмов, количество радиопередач на антиалкогольные темы. В стране должно было увеличиться количество кинотеатров, ДК, библиотек, спортивных сооружений, чтобы привлечь туда оторванных от бутылки граждан и тех, кто еще не успел пойти «по наклонной». Власти собирались всемерно способствовать развитию коллективного садоводства и огородничества. В общем, хоть бы чем занимались, лишь бы не пили.

Почтовая марка СССР 1985 года «Трезвость — норма жизни»

16 мая 1985 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения», который подкреплял борьбу с «зеленым змием» административными и уголовными наказаниями. Соответствующие указы были приняты одновременно во всех союзных республиках.

«Распитие спиртных напитков на улицах, стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах, кроме предприятий торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков в розлив разрешена исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов, или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, влечет наложение административного взыскания в виде предупреждения или штрафа в размере от двадцати до тридцати рублей», – говорилось в документе.

За те же действия, совершенные повторно в течение года после применения мер административного взыскания, штраф увеличивался. Тем, кто упорствовал, грозили исправительные работы или административный арест на срок до 15 суток.

Застуканные на работе в пьяном виде руководители всех рангов подлежали увольнению и рисковали своим членством в КПСС.

Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до шестнадцати лет влекло наложение штрафа на родителей.

Самогонщики подпадали под уголовную ответственность, а тем, кто покупал самогон или бражку, грозил штраф от тридцати до ста рублей.

Указ вводился в действие с 1 июня 1985 года. У антиалкогольной кампании, которую тут же окрестили «горбачёвской», появился лозунг: «Трезвость — норма жизни».

Из фильмов и сценариев театральных постановок вырезались сцены застолья, приветствовались безалкогольные свадьбы с минералкой, лимонадом и чаем вместо спиртного, закрывались ликеро-водочные магазины…

Значок «Общество борьбы за трезвость»

«Следует считать совершенно недопустимым употребление спиртных напитков на работе, в общественных местах, расценивать такие случаи как аморальное, антисоциальное поведение, используя против пьяниц всю силу закона и общественного мнения», — писала газета «Правда».

Спиртное можно было получить только в строго определенное время — с 14 до 19 часов или с 14 до 16 часов, в специальных магазинах. По всей стране организовались общества трезвости и здорового образа жизни.

Произошло резкое сокращение производства алкогольных напитков. В планах было постепенно ежегодно сокращать производство водки на 10%, что касается вина, то его хотели перестать выпускать уже к 1989 году.

Наиболее активная фаза кампании пришлась на период с 1985 по 1987 год. Производство спиртных напитков сократилось вдвое, а выпуск винной продукции был урезан на 2/3. Власти объявили, что благодаря таким действиям удалось предотвратить более 1 млн смертей.

Между тем в народе нарастало недовольство тем, что государство столь настойчиво лезет в частную жизнь и навязывает трезвый образ жизни. Михаила Горбачёва прозвали «минеральным секретарем», «лимонадным Джо» и «ГенСоком». Это еще самые приличные прозвища. Ходило множество анекдотов и частушек на больную тему.

Купить бутылку шампанского или вина на праздник стало большой проблемой. Если это сделать всё же удавалась, спиртное наливали из чайников, чтобы не обвинили в распитии алкоголя.

Резко выросла спекуляция, бутылки с горячительным продавали из-под полы, здорово увеличился спрос на сахар. В спекуляции обвинялся каждый десятый работник из сферы торговли, а к ответственности за нарушение продажи спиртного было привлечено более 60 тыс. человек.

Те, против кого была направлена антиалкогольная кампания, легко нашли замену водке. В ход шел тройной одеколон, спиртовая морилка, аптечные лекарственные настойки, стекломой, клей «БФ», который ласково прозвали «Борис Федорович» по аналогии с «Полиной Дмитриевной» – политурой.

Около еще не закрытых магазинов, где торговали спиртным, то и дело случались драки, люди томились в огромных очередях. Народ перешел на самогон и бражку, среди взрослых и молодежи появилось много наркоманов и токсикоманов (наркотики поставлялись из среднеазиатских республик Советского Союза). По данным МВД СССР, употребление самогона и других одурманивающих веществ привело к отравлению более 40 тыс. человек, из которых 11 тыс. погибли. Число больных наркоманией с 1985 по 1987 год выросло в 2 раза.

Антиалкогольная кампания, проводимая Михаилом Горбачёвым и соратниками, нанесла большой урон винодельческой отрасли. Массово вырубались виноградники. По официальным данным, только в Молдавской ССР было уничтожено 80 тыс. га виноградных участков.

По словам первого секретаря Крымского обкома КПУ Виктора Макаренко, Лигачёв требовал уничтожить виноградники как первооснову производства алкогольной продукции. Он настаивал даже на ликвидации знаменитой винотеки «Массандры».

Сам Егор Лигачёв называл утверждения о массовой вырубке виноградников на юге страны не иначе как «злостным враньем». Он полагал, что ложь запустили для дискредитации трезвеннического движения.

По другим сведениям, за время горбачёвской антиалкогольной кампании всё же было уничтожено до 30% виноградников. Были резко сокращены ассигнования на закладку виноградников и уход за насаждениями. Осложнились отношения Москвы с Румынией, Болгарией и Венгрией, производившими вино для экспорта в Советский Союз.

Сам Михаил Сергеевич впоследствии утверждал, что не настаивал на уничтожении виноградников:

«То, что лозу повырубали, это были шаги против меня».

Война с пьянством ударила и по советскому бюджету. Государственная казна недополучила примерно 19 млрд рублей из торговой сферы, а из-за потерь в производстве вина недосчитались еще 6,8 млрд рублей.

Массовое недовольство антиалкогольной кампанией вынудило власти свернуть борьбу с производством и потреблением спиртного. Начиная с 1988 года активная пропаганда трезвости прекратилась, а продажи алкоголя снова возросли.

Уже в наше время Михаил Горбачёв признал неудачу советского руководства в борьбе с пьянством и алкоголизмом.  В одном из интервью он назвал антиалкогольную кампанию ошибкой.

«Надо было проводить не кампанию, а планомерную долгосрочную борьбу с алкоголизмом, – сказал бывший глава государства. – Вытрезвление общества нельзя проводить наскоком. На это нужны годы».

Можно ли сказать, что в плане деалкоголизации населения кампания закончилась ничем? На сей счет есть разные мнения. Одни утверждают, что пить меньше не стали, другие говорят, что продажи алкоголя на душу населения сократились в 2,5 раза, увеличилась продолжительность жизни, выросла рождаемость и уменьшилась смертность. По предъявленной Егором Лигачёвым статистике, в 1986 – 1987 годах на свет появилось на 500 тыс. детей больше, чем обычно. Продолжительность жизни достигла 70 лет. Число прогулов снизилось на 35%, преступность упала на 25%, производственный травматизм — на 20%, существенно уменьшилось количество сердечно-сосудистых заболеваний.

Закончу строчками из песни Майка Науменко (группа «Зоопарк») «Трезвость — норма жизни»:

В наших семьях воцарились мир, покой и лад,
Мы сдали государству самогонный аппарат.
Ага, трезвость – норма жизни,

Трезвость – норма жизни,
Трезвость – норма жизни каждый день <…>

С тех пор, как был опубликован указ,
Мы стали пить меньше ровно в восемь раз.

Сергей Ишков.

Фото с сайтов kinopoisk.ru и ru.wikipedia.org

Добавить комментарий