Дмитрий Новиков: К актерскому делу я стремился всегда

Почетный деятель искусств города Москвы Дмитрий Михайлович Новиков родился в Москве 5 июня 1974 года. Окончил РАТИ (ГИТИС) в 1998 году (художественный руководитель курса – А. А. Бармак) и в том же году был принят в труппу театра «Сфера». За 26 лет службы в театре исполнил более 30 ролей, включая главные роли в таких спектаклях, как «Вестсайдская история», «Весенняя сказка», «В лесах и на горах», «Там же, тогда же» и другие.  Свой юбилей актер отметит на родной сцене театра в спектакле «Гнездо перелетных птиц», в котором он играет сразу четыре роли, в том числе главную роль – Автора, Аркадия Аверченко. В канун юбилея с Дмитрием Новиковым встретился наш корреспондент.

Фото Вадима Шульца

– Скажите, Дмитрий, актерами рождаются или становятся?

– По-всякому бывает. У некоторых это от рождения, а некоторым надо очень много труда прикладывать для того, чтобы стать актером.

– По вашим ощущениям, когда вы впервые поняли, что хотите стать актером?

– На самом деле к актерскому делу я стремился всегда. В школе принимал участие во всех спектаклях, пел на концертах и так далее. Так что эта жилка во мне была всегда.

– Расскажите о ваших корнях, где прошло ваше детство, повлияли ли на ваш выбор профессии родители?

– Детство мое до 10 лет прошло в Москве. Потом, опять же благодаря маме, которую послали в командировку в Чехию, я пять лет прожил в Чехии. Это была сказка, конечно! Потом я вернулся, и моя жизнь продолжилась в Москве. После школы я, кстати, вообще ничего не хотел делать и ни в какие институты поступать не хотел. Но потом по совету мамы, которая сызмальства любила театр, музыку и оперу, я все же подал документы в ГИТИС и поступил. В общем, мама у меня – мой свет в окне, это она меня направила на актерский путь в жизни. Бабушка тоже внесла свой вклад, она играла в любительских народных театрах, и даже главная роль у нее была в спектакле «Женщина без возраста».

«Не любовь, а судьба». Фото Дмитрия Ефремова

– В театре «Сфера» вы служите с 1998 года. Завидное постоянство. Чем оно обосновано?

– В 1998 году, еще не закончив ГИТИС, я попал в труппу театра «Сфера». Диплом я получил в июле, а в театре уже работал с мая. Это была забавная история. Мы пришли с режиссером Ларисой Васильевной Стригановой в театр «Эрмитаж» прослушиваться, но Михаил Левитин сказал, что мы ему не подходим по типажам. Мы вышли, огорченные, а она говорит: «Давайте зайдем в «Сферу», там худрук – моя однокурсница Екатерина Ильинична Еланская». Честно говоря, я даже не знал о таком театре. Когда мы пришли, она выпускала свой новый спектакль «Эрик XIV» и уже шли прогоны. Катюше было совсем не до нас, это я так любовно Екатерины Ильиничну называю. Но тем не менее она вышла, они обнялись с Ларисой Васильевной, которая тут же ей сказала: «Вот мои орлята, привела к тебе, не нужны?» Она говорит: «Ой, нужны-нужны, идите к Вячеславу Ивановичу Кузнецову, это наш заведующий труппой, договоритесь, он вас запишет, но это уже когда мы выпустим спектакль, сейчас мне очень некогда». И вдруг она поворачивается ко мне и говорит: «А вот вас я должна посмотреть в первую очередь!» Вот так вот все и получилось. Первый спектакль, который я выпускал в театре «Сфера», был поставлен по повести «Заповедник» Сергея Довлатова. Мою роль в спектакле придумала сама Екатерина Ильинична, поскольку в спектакле изначально не было той роли, которую я исполнял. У нас этот спектакль шел под названием «Не любовь, а судьба». Но я бы его переименовал на «И любовь, и судьба», которые у меня случились со «Сферой».

«Грозный ангел». Фото Елены Сальтевской

– Я видела ваши работы и в театре, и в кино. Мне нравится ваша профессиональная разноплановость, и всё же: какие характеры вам ближе всего?

– Большое спасибо! Что касается характеров, тут такое удивительное дело, по-разному бывает. Очень дорога мне была работа в спектакле по роману Лескова «Некуда». С этим спектаклем тоже забавная история была. Спустя две недели после выпуска спектакля к Екатерине Ильиничне подошли из администрации театра с просьбой поменять название, потому что, когда звонили зрители и спрашивали «Какой у вас сегодня спектакль?», они отвечали: «Некуда!»  Зрители пугались, извинялись и клали трубки. В итоге через месяц спектакль переименовали на «Грозного ангела». Там у меня была главная роль – доктора Розанова, очень серьезная и огромная работа. И эта роль мне была очень дорога. Розанов был очень хорошим человеком. Да, пьяница запойный, но, когда у него это проходило, он становился просто «золотым человеком». А еще мне очень нравилась моя работа в спектакле «В лесах и на горах». Я играл Алексея Лохматого, человека, который в принципе сначала хороший, но потом превращается в редкостного мерзавца. Мне почему-то очень нравилось играть именно его плохую сторону. И, когда я слышал из зала прямо во время действия «Ну мра-а-азь! Ну га-а-ад!», я чувствовал – попал, пробил, нормально! Так что тут по-разному получается, когда-то и хороших людей играть приятно, а когда-то и мерзавцев тоже интересно.

«Гнездо перелетных птиц». Фото Александра Иванишина

– Часто говорят, что плох тот актер, который не мечтает сыграть Гамлета. А есть ли у вас мечта  – сыграть в театре или в кино какого-то классического персонажа?

– Мечта была, но я из нее вырос. Я с детства очень любил повесть Бориса Васильева «В списках не значился». Это моя самая любимая книга. Я мечтал сыграть Колю Плужникова – настолько сильно чувствовал его! Очень рекомендую всем прочитать эту повесть. Это настолько глубокая история! Сюжет повествует о первых днях Великой Отечественной войны. Коля приехал в Брестскую крепость 21 июня, не успел еще даже записаться в список прибывших, и вот в 4 утра их начали бомбить. Поэтому он и в списках-то не значился, и стал последним защитником Брестской крепости.

– Юбилей – это повод не подводить итоги, а идти вперед. Как думаете, что в профессиональном плане у вас впереди?

– Кто ж его знает, что там у нас впереди. Будем надеяться, что все хорошее. Сейчас я ничего нового не репетирую. Дело в том, что за последние годы у меня было выпущено пять спектаклей подряд и, видимо, такая загруженность остановила Александра Викторовича Коршунова, нашего главного режиссера. Уж больно много спектаклей у меня – я и не помню уже, когда я столько много спектаклей играл.

«В лесах и на горах». Фото Вадима Харькова

– В театральной постановке «Гнездо перелетных птиц» вы, в дни своего юбилея, играете сразу 4 (!) роли. Чем интересен для вас этот спектакль?

– Это чудесный спектакль! И интересен он мне всем, от автора, Аркадия Тимофеевича Аверченко, до сюжета. К сожалению, Аверченко был предан забвению во времена советской власти. Но это был потрясающий автор – король юмора и смеха, чудеснейший писатель. До того как я пришел в «Сферу», я никогда не слышал про Аверченко, несмотря на то, что очень много читал. В свое время я был даже лучшим читателем библиотеки в пражской школе при советском посольстве. Мне даже подарили книгу «Золотая Прага», на которой так и написано: «Лучшему читателю библиотеки». Когда я пришел в «Сферу», вторым спектаклем, в котором меня задействовала Екатерина Ильинична, был «Преступная троица» как раз по повести Аверченко «Подходцев и двое других». Это был потрясающий спектакль! Я так грустил, когда его сняли с репертуара. Я всех любил на него приглашать, хоть и роль была у меня незначительная, но сам спектакль был просто фантастическим, а как играли в нем наши актеры! Это был просто восторг, шквал эмоций!

В «Гнезде перелетных птиц» у меня аж четыре роли, и это было еще более интересно, потому что здесь можно показать все свои актерские возможности, так сказать, со всех сторон. Так что Аверченко для меня – это гениальный человек и автор. Я очень рад, что в мой юбилей поставили именно этот спектакль.

– Ну, и в конце беседы давайте отвлечемся от профессиональных вопросов. Что любит делать в обычной жизни Дмитрий Новиков? Есть ли у вас хобби и хватает ли на это личного времени?

– Хобби есть – это мотоцикл. Помимо этого, у меня есть хобби собирать модели мотоциклов. Все мои друзья, прознав про это, мне их дарят, и у меня их больше ста штук в коллекции. От огромных до малюсеньких. После того как у меня родились дети, я их убрал в коробки, но до сих пор не могу их достать, хоть дети уже выросли. Так и лежат в коробках. А настоящий мотоцикл – это любовь всей моей жизни. Впервые на мотоцикл я сел еще в 11 лет, и всё благодаря моему дяде, который занимался мотокроссом. С того времени с дядей и его мотоциклом связаны самые восторженные моменты моего детства. У меня с тех пор был весь отечественный мотопром – от «Минска» и «Восхода» до «Урала» и «Ижа». А еще у меня был Suzuki. Сейчас я езжу на Harley Davidson, это подарок от поклонницы театра.

Нина ДОНСКИХ.

Фото Александра Иванишина, Вадима Харькова, Елены Сальтевской, Дмитрия Ефремова, Вадима Шульца.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x