Апофеоз экономического безумия

Текущая неделя региональная для Думы и рабочая для Совета Федерации. На Большой Дмитровке прошло несколько событий с разнородной информацией, соединить которую в одно целое не так уж трудно.

Начну с самого пленарного заседания СФ под номером 569. Центральным событием 569-го пленарного заседания СФ стал правительственный час Минобрнауки Валерия Фалькова.

Но сначала о двух кадровых решениях.

Досрочно прекращены полномочия двух тяжеловесов разного толка. Самый влиятельный в партии ЕР Андрей Турчак волею Путина уходит с поста зампреда СФ на губернаторство в Алтайскую республику. Решение президента может повлиять и на политику ведущей политической силы страны, и на механизм принятия решений в верхней палате Федерального Собрания. Вопрос в том, кто заступит на пост первого зампреда палаты и как он себя поведет там, что может быть важнее его Ф. И. О.

Большую Дмитровку покидает последний оппонент содержательного характера, бывший губернатор Белгородской области Евгений Савченко. Турчака провожали помпезно и с сожалениями, вручив ему знак высшей награды СФ за развитие парламентаризма. Савченко ушел «по собственному» тихо, без звука и упрека, ему даже выступить напоследок не дали.

В составе палаты остается немало разумных людей. Их количество высветил открытый диалог сенаторов с главой Сбербанка Германом Грефом. Но никто не спорил. Я тут о другом. О тех, кто, не жалея своего политического живота, мог взять слово и высказаться резко. И попробуй ему это слово не дай вопреки внутреннему контролю.

Вот из этой породы политиков в СФ Евгений Савченко последний. Предпоследними были две антагонистические спорщицы, Светлана Горячева и Елена Мизулина. Они покинули палату одномоментно.

Вся тяжесть парламентской оппозиции ляжет на специфического сенатора Людмилу Нарусову, которая «против» по определению, и иногда это бывает полезно. Потому что альтернативы нет. Однако Валерию Фалькову или Герману Грефу сенатор Нарусова не оппонент, но поддерживает. И еще только сама председатель Валентина Матвиенко.

Все хором каждый своими словами говорят о переменах и турбулентности. А у меня совсем зрение плохое, существенных перемен не вижу. Слышу подтверждения выстроенных ранее схем.

Значится, так, по пунктам.

Двухуровневое высшее образование остается под другими названиями. Фактически оно становится многоуровневым с разными сроками обучения вплоть до шести лет, как уже есть в сочетании бакалавриата с магистратурой.

Фальков не видит проблем с трудоустройством бакалавров, у Матвиенко обратная информация. Однако недовольна она только тем, что текущий пилотный эксперимент в шести вузах с реформой высшего образования не дает уверенности в его завершении.

Из великолепной шестерки выступили ректоры двух вузов ТГУ, и МИСИС. Что они говорили в СФ о ходе эксперимента, я не понял. Похоже на показуху. Томский университет почему-то занялся не вошедшей в эксперимент агрономией. А бывший Московский институт стали и сплавов зачем-то полез в махровую гуманитарщину и что-то там открыл, как ее преподавать.

Работодатели заинтересованы в сокращении сроков обучения. Судя по пояснениям министра, им пойдут навстречу в сфере туризма и индустрии гостеприимства. Важны будут не срок обучения и список предметов, а присвоенная квалификация.

Крайне любопытно распределение специальностей по длительности обучения. Самые востребованные в экономике оказались самыми длительными. Но это не значит, что выпускники фактически востребованы на рынке труда и смогут найти работу.

Особенно часто склонял министр слово «генетика». Я бы мог лопнуть от гордости, если бы опять же понял, о чем конкретно речь и что эти выпускники будут делать.

Сенатор Людмила Скаковская спросила, готовы ли вузы и министерство к повышению оплаты преподавателям фундаментальных дисциплин? Осталось три месяца срока исполнения поручения президента.

Вопрос требует ответа «да – нет», но министр так не может. Он говорил, в частности, о том, что преподавателям фундаментальных дисциплин недоступны хоздоговоры. Возможно снижение нагрузки преподавателей при той же оплате.

Министр не отказывается от выполнения поручения, но может ли выполнить, сомнения сенатора оказались оправданными. Без дополнительных ресурсов не получится.

Задача транспарентности высшего образования рынку труда декларативно поставлена на первый план. Министр предлагает ее решать с помощью переименования учебных курсов. С агрономией может быть сложно, а вот фитосанитарный контроль повышает привлекательность.

Декларации министра понятны и адекватны запросам к высшему образованию. В принципе Фальков редкий персонаж в правительстве, который говорит от себя. Насколько он уполномочен все это делать и сможет ли, непонятно. Очевидно, будет как с нормативными актами, которые может подправить невидимый клерк в правительственном аппарате.

По мнению министра, образовательные программы не должны быть чем-то незыблемым, их можно корректировать каждый год. Надо иметь ядро образования и все настройки осуществлять на старших курсах. Писать программы будут специально обученные люди, преподавателей освободят от переписывания.

От подушевого финансирования министерство не отказывается, но набор на первый курс можно проводить так, чтобы вуз не боялся отчислять неуспевающих студентов.

Потребности рынка труда будет формировать Минтруд, и на этой основе определяются контрольные цифры приема. Что и как нарисует Минтруд, опять же непонятно.

Что такое годичная аспирантура и какой у нее будет диплом, тоже невнятно. Вообще аспирантура должна готовить исследователей и преподавателей, завершаться должна защитой диссертации. Где защищаться, непонятно, про восстановление диссертационных советов не сказано. Ничего не услышал я и о целевом наборе.

Ситуация получилась непонятная. Фактически министерство навязывает вузам вместо двухуровневой системы образования многоуровневую, не связывая длительность обучения с затратами оплаты и запросами работодателей. Ожидаемо будет еще больше проблем у тех, кто не получил полноценного высшего образования с магистратурой. Их трудоустройство остается в тумане. У министра однозначного ответа нет, он просто уверен, что у бакалавров с трудоустройством проблем нет.

Я сам не понял, сенаторы на правительственном часе по высшему образованию выступили без критики из послушности или искренне не поняли, к чему приведет реформа.

Фальков на трибуне СФ выглядел очень достойно и говорил убедительно. Он юрист, ему положено. Защитил кандидатскую диссертацию «Совершенствование правового регулирования предвыборной агитации в Российской Федерации». Работал ректором Тюменского университета.

По некоторым моментам естественной науки он явно не в курсе. Например, я успешно работал на хоздоговоре сразу после окончания кафедры генетики во главе небольшой группы по прикладному применению фундаментальной генетики.

Для транспарентности биологического образования рынку труда надо меньше врать в наполнении и школьных, и академических курсов по биологии. Второй момент – убрать философию. Фактически реформа, о которой говорит министр как о пилотном эксперименте, уже прошла. Учиться и преподавать стало совсем неинтересно. Студенты стараются сами ничего не делать и научились обманывать антиплагиат. На пленарном заседании об этом не говорили, но в профильном комитете обсудили с безысходной печалью.

Удлиненный специалитет, по-новому фундаментальное высшее образование, заполнили философией и прочей гуманитарной белибердой. Между запросами рынка труда и предпочтениями студентов-биологов гигантский разрыв. Например, на ботанику и генетику растений никто не идет. Профессиональное образование специалистов по лесу фактически уничтожено. Соответственно, тематика защиты природы, экологии, лесовосстановления и таксации остается не закрытой профессиональным кадровым составом.

Гипертрофированная тематика защиты природы называется экологией и наполняется активистами и юристами. Их задача – блокировать экономику через ликвидацию промышленного производства, что идет успешно и не вяжется с установками Грефа на подавление перегрева экономики. Но тут я забегаю вперед.

Я учился семь лет на четырех факультетах двух университетов и фундаментальную базу получил. Советское биологическое образование независимо от специализации позволяло найти работу в широком спектре. Но экологии и синергетики у нас не было, а эти две науки нужны практически всем, включая менеджеров или экономистов. С начала самостоятельной работы, фактически с курсовой и дипломной работ, пришлось переучиваться. Тривиальные генетические закономерности не реализуются даже in vitro, не говоря уже о полевых исследованиях. У меня хватило базы, чтобы раскрыть причину, спасибо моим учителям.

Однако Лесотехнический институт выпускал только по таксации шестьдесят человек ежегодно, и работали они по специальности. А сейчас его нет.

Вопросы остались. Например, что происходило с треской. За статьи по тематике морского рыболовства лишали визы и ссылали в захолустный штатный рыбхоз.

И вот на этой неделе стало известно, куда уплыла треска полвека назад. А заодно и кто принимает в стране ключевые решения. Делается это так. Профильные комитеты парламента с соответствующими министерствами согласуют нормативные правовые акты, без которых законы не работают по назначению. Затем кто-то неведомый в недрах правительственного департамента меняет смысл документов, вписывая туда терминологию из глобальной повестки.

Ничего особенного, так устроена глобализованная власть по всему миру.

Я не знаю, какая есть новая информация об ослаблении США и скором крахе долларовой системы, или за такие слова политологам кто-то платит. Например, из тех же США. Все влияние Кремля на так называемый Банк России ограничено возможностью развести во времени хотя бы на несколько дней очередное повышение ключевой ставки и выступление Путина на Петербургском экономическом форуме, чтоб не сразу испортить впечатление. Что происходит в стране? Стало много денег, которые некуда девать. У кого, не знаю. В СФ обсуждаются концентрация экономики и такие креативные формы монополизации, против которых антимонопольные органы бессильны. Вроде не девяностые, а передел активов идет на уровне высокой турбулентности. Незаконные формы конкуренции реализуются через мошенничество, хакерство и имитацию борьбы за сохранность средств клиента. Сбербанк блокирует под этим соусом платежи на маркет-плейсы. Грефа про маркет-плейсы спросил председатель комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов. Тот в ответ отметил рост конкуренции.

Из ответа следует, что бывшему восемь лет министром экономического развития Грефу ближе торговые сети, он, собственно, их и запустил в Россию. Сегодня хвастается тем, что сети платят налоги, а вот малый бизнес не платит налоги. Но на рынках конкуренция за место, а в интернете места хватает всем.

Дальше пошла реклама занятий спортом лично Грефа и параллельно Сбер Мегамаркета, там якобы дешевле. Глава Сбера театрально сокрушался на парламентской трибуне – сходил налево в чужой маркетплейс и прогадал-переплатил. На какой, не сказал. Не тот ли, где сотрудниц раздевают до трусов?

Сравнение информации с парламентской трибуны, в эфире ВГТРК и под носом на каждой шаговой доступности порождает феерические впечатления. Цены растут. Относительно дешевый магазин оказался в той сети, которой хакеры заблокировали интернет. Через электронную почту ГБУ «Жилищник» бомбит заказными письмами о возбуждении исполнительного производства по несуществующим долгам. Обещают списать со счета и зарплаты, запретить сделки и выезд за рубеж. Заниматься протечками ГБУ «Жилищник» категорически отказывается.

Зато я узнал на мероприятии СФ, что треска уплыла туда же, куда Сбер им. Грефа платит дивиденды, и где в Москве можно купить качественную рыбу – премиальный продукт по высокой цене в специально на то предназначенной торговой сети.

По словам Грефа, торговые сети у нас теперь отечественные. Я же не буду проверять документы магазина. Мне достаточно, что качественный продукт импортный и по высокой цене в магазине привилегированной сети. Здесь же нет проблем с кадрами. На одной улице выстроились десяток магазинов разных сетей, и все жалуются, работать некому. Кроме одного.

Греф объяснил эффект ростом зарплаты и сманиванием работников. Налицо проблемы с поставками отечественных продуктов и особенно рыбы.

В дискуссии на мероприятии по рыбе в СФ выяснилось, что рыбопромысловую отрасль как давили, так и давят. От кураторства данной сферы министерства открещиваются и даже на мероприятия не ходят, кроме одного Минсельхоза. Но и тот вроде бы ни при чем.

В верхней палате присутствует несколько лоббистов рыбопромысловой отрасли. Их вопросы тонут в общей неразберихе. Остается только удивление, почему в самой рыбной державе потребление рыбы на критически низком уровне.

Сенаторы назвали цифры роста платежей за участки для лова, транспортировку и хранение рыбы, зарплаты. Путина идет всего два месяца в году, а содержать инфраструктуру надо круглый год.

Так получилось, направление деградации рыбной отрасли задала почему-то глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Она же первая сказала о непропорциональном росте зарплат относительно низкой производительности труда. Установки Набиуллиной работают, Путина – нет.

На другом мероприятии в СФ малый бизнес жаловался на условие поддержки в виде создания рабочих мест. Оно противоречит условию роста производительности труда. Тяжелый выбор – покупать станки или платить зарплату, и то, и другое для МСП без поддержки непосильно и кредиты недоступны.

О влиянии высокой ключевой ставки на экономику Грефа спросил председатель комитета по бюджету Анатолий Артамонов.

Греф трагическим тоном, как на поминках доброго приятеля, пояснил, что высокая ставка всегда тормозит развитие экономики.

По оценкам главы Сбербанка, экономика России сильно перегрета. Основные мощности загружены максимально. Повышаются зарплаты. Происходит рост доходов и рекордный рост вкладов. Ставка по вкладам 18%, и в бизнес невыгодно вкладывать. Инвестиции получить тяжело. Мы под санкциями, и нет конкуренции импорта. Это надо пережить. Бюджетный импульс кончится, и все проекты будут проинвестированы. Мне кажется, Греф имеет к экономике такое же отношение, как Набиуллина к рыбе.

Сбербанк, наконец, зашел в Крым и в новых регионах собирается открывать свои отделения. Однако помогать мелким банкам, которые там работали, не собирается. Пусть выживают, снижают ставки и учатся управлять рисками. А Сбербанк самый бедный, на нем висит столько обязательств. Из прибыли полтора триллиона половину сразу заплатил дивидендами. Ни у кого нет таких высоких дивидендов.

И еще Сбербанк строит очень дорогой поселок Рублёво-Архангельское стоимостью, по информации РБК, девять млрд долларов. Москва строит линию метро для связи Москва-Сити и Сбер-Сити. Стройка развернулась на долгие годы у моего дома и сильно затруднила транспортные потоки. Депутат КПРФ Денис Парфёнов регулярно проводит митинги с недовольными гражданами. Все при деле, и от этого жить стало неудобно. Общественный транспорт к нам заехать не может. Из-за продления сроков начали вырубать деревья для строительства дублера перекрытой улицы Тухачевского буквально по живому.

Предваряя открытый диалог с Грефом, Матвиенко предложила подумать, как защитить граждан от зомбирования. И сама же попала под его нескромное очарование. Он выступал больше часа по единой теме ИИ, имитируя лидерство в данной сфере. Никаких определений и пояснений, исключительно высокохудожественная постановка.

Сенаторов ИИ интересовал мало. Алексей Пушков сформулировал охлаждающий вопрос о кол-центрах на Украине в развитие предложения председателя СФ и проблемах отличия фальшивки по тесту Алана Тьюринга. Греф умело ответил о новых видах преступлений. Правовед он только по диплому, слова про новые виды преступлений отражает нежелание противостоять зомбированию. Установка такая.

Герман Греф, на мой взгляд, человек с некоторыми странностями. Его публичные высказывания могли вызвать негативный резонанс. Россияне для него дауншифтеры. А ничего, что он на них заработал статус самого дорогого менеджера? Биография состоит из провалов и взлетов. Окончил юридический факультет Омского университета по специальности «правоведение». Тема диссертации «Развитие и перспективы структурных институциональных реформ в российской экономике». Руководителем был Анатолий Собчак. С 2013-го – член совета банка JPMorgan Chase вместо Анатолия Чубайса. В некоторые моменты Греф становился поразительно похожим на Воланда. Греф готов и сеть отделений Сбербанка сократить, как сделали с «Почтой России». Да людей жалко. Люди – это его крепостной персонал. Население для него не люди, на мой взгляд. По словам Грефа, в развитии ИИ Сбер конкурирует с Яндексом. На деле два сапога пара, пятятся задом наперед вслед цифровым монополиям США. Которые, по собственным же словам Грефа, ведут с Россией войну.

Куда идут дивиденды Сбербанка, в СФ не говорили. Поддались сатанинской магии великого актера. Я надеюсь, после пояснений в Думе Михаила Мишустина финансовый курс страны определен однозначно. СФ для Грефа родной и бесплатный рыболовный участок с ласковыми русалками и добрыми водяными. Выступление Грефа и вправду было театральным со спецэффектами проблесков искусственного интеллекта. Греф показывал красочные ролики, исторические и сиюминутные реконструкции. Открытие первого отделения будущей Сберкассы и работу искусственного интеллекта, распознавшего редкий синдром Кавасаки у ребенка. Актеры играли потрясающе натурально и создавали наваждение убаюкивающей умилительности.

Валентина Матвиенко получила огромное удовольствие от прилива интеллекта.

Сенатор Андрей Кутепов лично видел и подтвердил, что отделение Сбербанка номер один в Петербурге до сих пор работает. Когда Грефу удобно, у него история в полтора века. Вспоминать про обманутых вкладчиков не с руки. А сенаторы и не спрашивали. Получилось то ли явка с повинной, то ли приговор стране с искусственно перегретым интеллектом.

Лев МОСКОВКИН.

Фото Ольги Давыдовой

Добавить комментарий