Прогулки по Москве приесться не могут

«Московские прогулки» Павла Васильева, вышедшие в издательстве «Квадрига», – дополненный сборник тех городских зарисовок, с которыми читатели уже могли познакомится раньше. И хотя прежняя и нынешняя порции впечатлений относятся к одному тысячелетию, главное ощущение от прочитанного связано с постоянно ускоряющимся бегом времени.

Павел Васильев. Фото Ирины Васильевой

В соответствии с законом перехода количественных изменений в качественные логично воспринимается, например, реплика случайно встреченного на Кленовом бульваре пенсионера: «Река в Москве больше не работает, ребята… Река гуляет. А раньше река как-то вот и то, и другое успевала…» Или семейное наблюдение о парке Зарядье: «Если продолжат обрезать все деревья, включая молодые березы, то тенька здесь никогда не появится». И следом на контрасте – описание старого доброго скверика на Автозаводской: «в сумраке лип, кленов и тополей, там, где лавочки сделаны с удобной спинкой…»

Но, конечно же, не ради того все затевалось, чтобы наполнить страницы исключительно сожалениями. Москва горазда на выдумки, и почему бы не изучать ее по топонимам, упомянутым в песнях Владимира Высоцкого? Почему бы не устроить состязание (молодежь сказала бы – баттл) на знание столичных улиц с окончанием на «ка»? И кто не успел за отведенное время сделать следующий ход и не повториться, тот и проиграл. Или как в квесте, касающемся городского ориентирования, наметить себе контрольные точки и двигаться от одного памятника к другому, от Пушкина к Энгельсу или к Крупской – где-то по улицам, где-то через проходные дворы, которые все еще сохранились.

Фото Ирины Васильевой
Павел Васильев. «Прогулки по Москве». Москва, издательство «Квадрига», 2024

Книга наполнена отнюдь не одними энциклопедическими подробностями, вроде тех, что Сретенский бульвар – не только самый короткий в городе, но еще и расположен в его высшей точке, этакий «московский Эверест». Незамкнутое кольцо, формирующее центр, представлено через личное восприятие: «Если Тверской располагает к некоей внутренней собранности, уединенности и осмыслению жизни, то здесь, на Чистых прудах, веселее, вольготнее, проще». И далее: «Право, не стоит осматривать Покровский бульвар сразу после бульвара Чистопрудного. Это примерно то же самое, как после кинокомедии угодить на лекцию, посвященную добыче полезных ископаемых с обязательным приложением графиков и таблиц». Или про Яузский: «Это бульвар для любителей одиночества». Чтобы прийти к таким заключениям, мало любить город, нужно уметь его чувствовать.

Во много раз хоженые места тянет еще и потому, что увиденного сегодня уже может не быть завтра. Перенос сюжетов на бумагу – словно прием, описанный Экзюпери: «повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить». Прислушиваясь к себе, автор с легким сердцем приходит к выводу:

«А вот чувства те – никуда не делись. Остались неизменными.

Значит, все было не зря, ребята».

Георгий Морозов.

Фото Ирины Васильевой

 

Павел Васильев. Фото Ирины Васильевой

Добавить комментарий