К юбилею Татьяны Пельтцер: Ее называли «бабушкой всея Руси»

С 18 по 25 июня в кинотеатре «Иллюзион» проходит ретроспектива фильмов, приуроченная к 120-летию со дня рождения замечательной советской актрисы Татьяны Пельтцер.

Режиссер Марк Захаров в свое время с удовольствием вспоминал, как молодым, никому не известным, он пришел в Театр сатиры ставить «Доходное место», где Татьяна Ивановна в то время служила. Репетировать летом с постановщиком из студенческой самодеятельности не показалось известной артистке лучшим вариантом в ее сложившейся уже творческой судьбе. На первой же репетиции она во всеуслышание изрекла: «И чего это вы в режиссуру подались?» А потом, когда Захаров во время репетиции предложил Татьяне Ивановне бросить об пол сразу две сковородки, а одна подлым образом угодила Пельтцер в ногу, актриса очень громко рассказала всем, что именно думает о современной режиссуре. В рассказе присутствовал анализ не только негативных сторон явления, но и крепкие сленговые выражения. Пельтцер тогда еще не знала, что ей была суждена большая радость и дальняя дорога вместе с Марком Анатольевичем в столичный Ленком. В тот период, о котором я рассказываю, она блистательно играла на сцене Театра сатиры роли Марселины в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро», тетю Тони в «Проснись и пой», мамаш в «Мамаше Кураж» и «Маленьких комедиях большого дома», а также в десятках других спектаклей, на которые ломилась Москва.

Горячо любимая зрителями, всю жизнь проработавшая среди комедийных актеров, Пельтцер обладала стойким чувством правды, упорным стремлением вгрызаться в психологические глубины образа. Среди комиков часто ценится трюк, но Татьяна Ивановна, тонко ощущая природу смешного, ко всем внешним комедийным приемам была абсолютно равнодушна. В ней поражала кристально чистая «закваска», она не умела фальшивить на сцене.

Навсегда запомнился мне момент, когда в конце 1991 года я просила Татьяну Ивановну дать интервью. «Деточка моя, прости, но не могу: все силы теперь берегу для сцены, стала часто текст забывать, а ведь театр для меня – вся жизнь».

Марк Захаров, прекрасно понимая это, сделал все, чтобы эту жизнь продлить. В последние годы Татьяна Ивановна выходила на сцену в «Поминальной молитве», бережно ведомая под руку Александром Абдуловым. А в «Мудреце» ее окружала толпа «тетушек», готовых подсказать витиеватый текст Островского. Она играла до последних дней. И зрители всегда ценили не только ее талант, но и огромное мужество.

В программе ретроспективы в «Иллюзионе» – дилогия «Солдат Иван Бровкин» и «Иван Бровкин на целине», мелодрамы «Первое свидание», «Повесть о молодоженах» и «Не было печали», комедии «Яблоко раздора», «Деревенский детектив», «Отставной козы барабанщик» и музыкальная сказка «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил».

Любопытно, что все эти фильмы демонстрируются с 35-мм пленки из коллекции Госфильмофонда России.

Елена Булова.

Фото предоставлено организаторами ретроспективы

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x