На велосипедах — по центру Москвы

25 июня 1920 года в Москве прошла первая в истории велогонка по Садовому кольцу.
Участие в соревнованиях приняли 87 столичных велосипедистов. Длина маршрута была 15 километров.

Велогонщики на Садовом кольце. 2009 год

Гонка по Садовому кольцу вызвала огромный интерес у москвичей и гостей столицы и стала сенсацией, так как тогда в России подобные соревнования на улицах города не проводились.

По разным оценкам, наблюдать за соревнованиями пришли от 100 тысяч до 200 тысяч человек.

Прежде чем получить разрешение на проведение соревнований, их организаторам пришлось довольно долго обивать пороги кабинетов чиновников. Но на этом проблемы не закончились. Городское дорожное покрытие того времени уж никак нельзя было назвать идеальным для проведения гонки на велосипедах. Это была брусчатка, пересеченная трамвайными путями (по Садовому кольцу проходил маршрут «Б»). Мало того что спортсменам приходилось ехать по избитой и неровной булыжной мостовой, им еще приходилось продираться через толпы зрителей. Ни у судей, ни у организаторов соревнований, ни у милиции и технических служб не было опыта проведения подобного мероприятия, ведь в то время не было даже чемпионатов страны по велоспорту, первый из них состоялся лишь в 1923 году. И все же велогонка состоялась и прошла успешно.

В июньской гонке 1920 года победил Григорий Козлов, который спустя три года стал первым чемпионом СССР на треке.

В 1921 году велогонка не состоялась, однако с 1922 года она стала проводиться каждый год, правда, с июня ее перенесли на май. Соревнования стали очень популярными не только у москвичей, но и у гонщиков из других городов. Для участия в московской велогонке по Садовому кольцу спортсмены проходили строгий отбор. В разные годы по центру столицы, оседлав двухколесных коней, гонялись до тысячи человек.

Победителями были звезды отечественного велоспорта: Николай Денисов, Павел Миронов, Игорь Ипполитов, Василий Мельников, Вениамин Батаен, Всеволод Дайреджиев, олимпийский чемпион Виктор Капитонов, неоднократные чемпионы страны и победители велогонок мира Гайнан Сайдхужин, Анатолий Черепович, Ростислав Чижиков, Евгений Клевцов, Фёдор Тарачков.

То, что велогонка по Садовому кольцу Москвы была событием очень значительным, подтверждает тот факт, что в разные годы судьями были генералы и Маршалы Советского Союза, среди которых Семён Будённый (один из первых маршалов СССР), Семён Богданов (маршал бронетанковых войск), Владимир Кашуба (генерал-лейтенант), Павел Ротмистров (главный маршал бронетанковых войск) и другие.

До мельчайших деталей московскую велогонку освещала всесоюзная газета «Красный спорт» (ныне – «Советский спорт»).

Велогонка не была приостановлена даже в годы Великой Отечественной войны: с 1941 по 1945 год по Садовому кольцу ехали лучшие велогонщики СССР, демонстрируя мужество и силу духа.

В конце мая 1942 года, после того как в апреле немецкие войска были отброшены от столицы, на площади Маяковского традиционно стартовал заезд. На старт вышли те, кто еще недавно сражался на фронте. Например, многократный чемпион СССР Игорь Ипполитов получил медаль «За оборону Москвы», а в заезде занял пятое место.

В 1942 году велогонка проходила в формате раздельного старта: круг по кольцу (15 км) быстрее всех из 19 участников преодолел динамовец Николай Денисов. Его результат — 25 минут 15 секунд. Главным судьей соревнований был Герой Советского Союза старший лейтенант Михаил Шумилов.

В 1943 году в соревнованиях принимали участие 27 спортсменов. Победу завоевал старший преподаватель Института физкультуры им. Сталина Вениамин Батаен.

В 1945 году в гонке по Садовому кольцу участвовали 38 велосипедистов. Главный приз за победу от газеты «Московский большевик» (с 1950 года – «Московская правда») был вручен спартаковскому гонщику Алексею Логунову.

31 мая 1945 года «Московский большевик» в заметке «Сильнейшие велосипедисты. Состав участников XIV велогонки по Садовому кольцу» сообщал:

«Вчера окончательно был определен состав участников традиционной велогонки по Садовому кольцу на приз газеты «Московский большевик», которая проводится в четырнадцатый раз. На старт выйдет 38 сильнейших мастеров этого вида спорта. Такого большого количества гонщиков еще не было».

А репортер «Красного спорта» отмечал, что Алексей Логунов, словно выверенный автомат, склонившись к рулю, отбрасывал назад одного противника за другим.

В 1949 году многократного чемпиона гонки по Садовому кольцу Алексея Логунова после его очередной победы награждал Маршал Советского Союза Семён Будённый. Спортсмен не только выиграл гонку, но и установил рекорд трассы — 24 минуты 5 секунд. К слову, Логунов в 1949-м выступал за команду ВВС, созданную в начале 1940-х при Московском авиаучилище связи, а позже подхваченную Василием Сталиным, который с 1948 года был командующим Военно-воздушными силами Московского военного округа и по совместительству главным спортивным меценатом страны. Так как сын Иосифа Сталина мог предоставить своим гонщикам лучшие велосипеды, Алексей Логунов в этих соревнованиях победил на фрацузском дорогом La Perle с хромомолибденовой (более легкой и крепкой) рамой Reynolds 520.

В 1950 году совершенно неожиданно и для зрителей, и для Василия Сталина в велогонке по Садовому кольцу победил 21-летний спартаковец Родислав Чижиков из Ленинграда. Студент школы тренеров физкультурного Института им. Лесгафта обогнал 12 соперников и поднялся на первую ступень пьедестала. Спортсмен из команды ВВС пришел к финишу только четвертым.

На следующий год чемпионом гонки «Садовое кольцо» вновь стала команда Сталина-младшего (в 1951 г. участники стартовали не раздельно, а командами).

У соревнований были разные формы проведения — групповая, индивидуальная и командная гонки.
В начале 90-х гонка по Садовому кольцу едва не утратила свой авторитет. Но в 1992 году президент московской Федерации велоспорта Леонид Хмель предложил новый проект проведения традиционной гонки. Вместо привычной однодневки он решил организовать многодневный велотур — пять кольцевых гонок. В разные годы маршрут «Пяти колец Москвы» состоял из кольца вокруг Кремля («Кремлёвское кольцо»), кольца олимпийской трассы в Крылатском («Крылатское кольцо»), Садового кольца, кольца на Воробьёвых горах («Воробьёвское кольцо») и кольца по Лужнецкой набережной («Лужнецкое кольцо»). В 2016 году гонка не проводилась, а в 2017 году «Пять колец Москвы» вернулись, но уже без классического этапа по Садовому кольцу. С 2019-го «Садовое кольцо» приобрело статус любительской велогонки.

В 2024 году велогонка «Пять колец Москвы» проходит с 22 по 26 июня. Участники соревнований едут по «Крылатскому кольцу» (по олимпийской трассе в Крылатском), «Воробьёвскому кольцу» (на Воробьёвых горах) и «Кленовскому кольцу» (по триатлонному велокольцу в поселке Жохово в Новой Москве).

Сергей Ишков.

Фото с сайта ru.wikipedia.org

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x