Искусственный интеллект создал цифровые модели великих педагогов Ушинского и Выготского

4 июля в Московском городском педагогическом университете пройдет летний фестиваль вуза. Приглашенными «звездами» мероприятия станут созданные студентами и преподавателями МГПУ цифровые двойники двух великих педагогов – Константина Ушинского и Льва Выготского. Названы они «Аспирант Ушинский» и «Аспирант Выготский».

Предполагается, что модели искусственного интеллекта будут отвечать на вопросы студентов, абитуриентов и их родителей. Для того, чтобы набрать базу ответов, авторы проекта подробно изучили труды основателей отечественной педагогики, затем создали в мессенджере Telegram сервисы, в которые загрузили их работы. И затем с помощью искусственного интеллекта «оживили» наследие ученых.

Как рассказал начальник управления информационных технологий и сервисов МГПУ Роман Куприянов, в основе разработанных «аспирантов» лежит большая языковая модель YandexGPT.

– В нее загружены два тома научных трудов Константина Ушинского и шесть томов работ Льва Выготского. Когда пользователь отправляет запрос, программа анализирует труды педагогов и на их основе генерирует ответ, – уточнил Роман Куприянов. – В мире уже есть виртуальные персонажи, которые общаются с пользователем в стиле героев фильмов или исторических личностей.

Предполагается, что преподаватели вуза смогут использовать новую технологию в качестве педагогической энциклопедии для подготовки вопросов для студентов, планирования лекций, проведения проверок обучающихся. Также виртуальные педагоги помогут студентам сократить время на поиск необходимой информации и в то же время повысить их мотивацию к изучению фундаментальных проблем педагогики.

По словам директора Института педагогики и психологии образования МГПУ профессор Александра Савенкова, педагогическое наследие Ушинского и Выготского – это фундамент, на котором зиждется отечественная педагогика.

– Использование таких инструментов, как искусственный интеллект, – это уже реальность, без которой современный образовательный процесс сложно представить. Взаимодействуя с нейросетью, студент знакомится со своей будущей деятельностью в игровой форме, при этом изучая серьезные вещи, – уточнил Александр Савенков.

Искусственный интеллект уже не первый год активно используется студентами вузов в своей образовательной деятельности. В прошлом году ИИ помог студенту заочного отделения РГГУ написать дипломную работу. И если бы сам выпускник вуза не признался – ни рецензент, ни научный руководитель подвоха бы не заметили. Уже в этом году ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко выступил за регламентирование использования искусственного интеллекта при написании дипломов, потому что студенты уже вовсю им пользуются. А искусственный интеллект лишь подсказывает им, где можно найти информацию.

– Любую информацию, собранную с помощью искусственного интеллекта, требуется подтвердить ссылками на имеющиеся исследования, где действительно те или иные аргументы использованы и раскрыты, – сказал Игорь Реморенко. – Самое главное – уметь защитить написанный свой текст перед экспертами.

Одним из активных разработчиков технологий использования искусственного интеллекта в системе образования является Томский государственный педагогический университет. Как рассказал его ректор Андрей Макаренко, в вузе приветствуют использование ИИ студентами и преподавателями.

– Тем не менее, перед тем, как разрешить использование искусственного интеллекта, мы провели серию круглых столов, в рамках которых рассматривался вопрос, является ли академическим мошенничеством использование ИИ при выполнении заданий в области академического письма (контрольные и курсовые работы, ВКР), – отметил Андрей Макаренко. – Также мы говорили о том, должны ли студенты проходить специальное обучение для использования технологий ИИ и созданию запросов ChatGPT, нужно ли регулировать использование ChatGPT и инструментов ИИ в оцениваемых работах студентов через локальные нормативные акты. Могу сказать, что на сегодняшний день большая часть вузовского сообщества разделяет мнение, что ИИ необходимо использовать, особенно на стадиях предварительного поиска информации и подготовки аналитики, при этом важно указывать на то, что студент или аспирант использовал его. Думаю, в перспективе будут выработаны общие рамки допустимых вариантов использования технологий ИИ в образовательной и научно-исследовательской деятельности.

Мона Платонова.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x