После 3 лет странствий участники кругосветной экспедиции Томского отделения РГО «По пути русских кругосветных мореплавателей» (Russian Ocean Way) прибыли к родным берегам.
Как сообщил в ходе пресс-конференции в ТАСС капитан экипажа Russian Ocean Way Станислав Березкин, радость от этого долгожданного события были притуплена накопившейся усталостью:
«Когда до берега было еще далеко, миль 25, я увидел горы, и от усталости внутри не шелохнулось ничего (имеется в виду акватория вблизи Анапы. – С. И.). Усталость была такая, что не было никаких эмоций. На якорь встали, посмотрели: «Да. Это Россия». И пошли спать. Это был первый день. Только потом появилась радость, что мы наконец дома».
Экспедиция «По пути русских кругосветных мореплавателей» стартовала 1 июля 2021 года из Кронштадта и проходит по тем же маршрутам, которыми когда-то следовали Иван Крузенштерн (1770 – 1846), Фаддей Беллинсгаузен (1778 – 1852), Федор Литке (1797 – 1882). За три года команда посетила 30 различных стран и островных территорий.
Как рассказал еще один участник пресс-конференции, руководитель экспедиции, путешественник Евгений Ковалевский, несмотря на потерю двух судов в Тихом океане, участники кругосветки продолжили свое путешествие на парусной яхте:
«Последнюю пресс-конференцию мы проводили 9 месяцев назад из Австралии, когда мы потеряли после нападения акул надувной катамаран и попали снова в «ад». После этого нам пришлось «возрождаться из пепла»: за 2 месяца мы справились с этой бедой. Нам сильно помогли соотечественники, они нас приютили, кормили и, в конце концов, подарили нам лодку (парусную яхту. – С. И.) из стали, 10 метров длиной, на которой мы через 9 месяцев пришли в Анапу. <…> До этого я вообще никогда не ходил на яхте, и, когда ее начало сильно качать на Большом барьерном рифе, я думал несколько раз, что мы перевернемся. Когда мы пошли к острову Тимор, стало ясно, что против сильного встречного ветра лодка не идет, и мы решили идти на северо-восток, хотя до этого планировали идти на юго-запад. Выйдя из Индонезии, мы дошли до Таиланда, где к нам сел матрос Филипп Алексеев из Москвы, после чего мы пошли пересекать Индийский океан».
По его словам, проблемы «со средствами передвижения» были не единственными испытаниями для отважных путешественников:
«Я вместе с руководителем берегового штаба экспедиции Юлией Калюжной спасал нашего капитана экипажа Станислава Березкина. Когда мы пошли на Джибути (Джибути – это уже Аденский залив, который омывает берега Африки, и там территория сомалийских пиратов), мы готовились к возможным инцидентам, так как это очень опасная территория. Но то, что случилось, было намного хуже: Станиславу вдруг стало плохо, у него немеют руки, немеют ноги… У него одышка, даже когда он лежит. Я звоню Юлии, рассказываю о симптомах, она звонит знакомому реаниматору в Томске, и он говорит, что по всем симптомам это инфаркт. Еще один специалист из Москвы также предположил, что это инфаркт. Стас говорит: «Ну, всё. Я не доживу. Меня в Томск везти не надо, а просто за руки, за ноги – и за борт». Мы уже с Филиппом начали решать, кто возьмет за руки, а кто – за ноги, чтобы перебросить его через леера. А накануне этих событий мы решили, что должны обязательно зарегистрироваться в офисе британской организации, которая контролирует безопасность в Аденском заливе, на территории сомалийских пиратов. Там есть коридор безопасности, который патрулируют военные корабли. И мы, когда со Стасом случилась беда, позвонили в этот британский офис и описали сложившуюся ситуацию. Они нам ответили, что спасают только от пиратов, но пообещали распространить полученную от нас информацию. К концу вторых суток отозвался патрулировавший эти воды американский корабль. Они сказали, что готовы послать к нам вертолет, но мы должны дать сигнал SOS. Но проблема в том, что по морским законам когда судно тонет – это ситуация SOS, а когда умирает человек – нет. На третьи сутки на распространенную информацию отозвался японский военный корабль. Когда этот корабль к нам подошел, выяснилось, что это был морской спецназ. Они к нам на двух лодках (по восемь бойцов в каждой) подошли, обошли вокруг нас, убедились, что мы не пираты, и высадили на нашу яхту двух докторов. Они за 15 – 20 минут прямо на палубе провели все возможные анализы и сообщили, что инфаркта нет. Дали нам личный телефон капитана, чтобы мы звонили ему, если будут проблемы. После этого Стас воспрял прямо на глазах. Что у него, мы не знали, но, по крайней мере, исчезло ожидание смерти. А руководитель нашего берегового штаба экспедиции Юлия Калюжная тем временем договорилась с российским послом в Йемене, чтобы нас там приняли без визы и оказали медицинскую помощь».
По словам Евгения Ковалевского, идти через акваторию, контролируемую сомалийскими пиратами, им не рекомендовало российское Министерство иностранных дел, но отважным путешественникам просто некуда было деваться, так как Европа была закрыта для российских экипажей:
«Мы вынуждены были изменить маршрут и пойти через Красное море в Средиземное, а потом в Чёрное. Сначала мы хотели пойти вокруг Африки, потом по Атлантике в Северное и Балтийское море».
Как сообщил капитан Станислав Березкин, завершиться кругосветная экспедиция должна где-то в конце сентября, в Кронштадте, где она и началась три года назад.
Сергей Ишков.
Фото с сайта sibtraveler.com