В Москве, в уникальном пространстве «Кристалл 1901», прошел этно-маркет арт-проекта «Свояси». Проект объединяет современных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, работающих с мотивами народной культуры и культурного кода, переосмысляющих традиционные течения русской визуальной культуры. Этнический маркет арт-проекта «Свояси» стал ярким событием этого лета, привлекшим внимание любителей народной культуры и искусства. Глоток свежего воздуха в центре огромного города освежил чувства и эмоции, дал посетителям возможность познакомиться с работами талантливых мастеров, ощутить атмосферу праздника, пропитанную духом традиций и современности.
Это прекрасно, но в какие такие «восвояси» предлагает нам отправиться название мероприятия и этой заметки? Наречие «восвояси» или «свояси» – результат слияния нескольких слов в одно, это исконное сочетание «во своя вьси», или «во своя си» – то есть вернуться туда, откуда ушел, вернуться на родную землю, домой!
Этнические товары – одежда и вещи для дома, продукты, украшения все больше привлекают людей всех возрастов. Это, по мнению маркетологов, хотя и очень небольшая доля рынка, но очень эмоциональная. Вещи сделаны мастером с любовью, часто в единственном экземпляре, с настроением. Не надо забывать, что этника еще и экологична – лен, дерево, глина…
Не секрет, что ручной труд вытесняется современными производствами, так происходит во всех отраслях промышленности и жизнедеятельности человека. Особенно это заметно в сфере народных промыслов. Ручное производство занимает много времени, обучение длится годами, молодежь не спешит перенимать ремесло, уезжая из неперспективных деревень.
Чтобы сохранить культурное наследие регионов России, необходимо интегрировать его в современную продукцию. Вещи с этнокультурной идентичностью актуальны для всех регионов России. Кроме того, мастера, использующие этнокультурные особенности в своей работе, также берут на себя социальную функцию сохранения и передачи культурного наследия, что очень важно сегодня в условиях глобализации и универсализации культур.
На этно-маркете было представлено много вещей в русском стиле. Мастерицы, представляющие наряды, рассказали, что изучали этнические орнаменты, традиционные ремесела, элементы одежды и декора, собирали все самое интересное и интегрировали в современную продукцию. За каждым платьем, за каждой брошкой стоит история и традиции, и важно, чтобы покупатели больше узнали о нашей большой и многонациональной стране.
Не будем долго рассказывать про стили и моду, отметим только, что XIX век в России — пробуждение национального сознания, возникает интерес к народной культуре и возрождение интереса к национальному стилю в одежде. Аристократия и интеллигенция вводит моду на «русский стиль», который отражал народные мотивы и искусство в утонченной форме. Революция прославляет идеологию равенства, простоты и функциональности. От национального стиля отходят, подчеркивая утилитарность и массовость. Однако в период возрождения фольклора и национального искусства, в 60-е годы прошлого века, народные мотивы снова стали популярны в элементах одежды. Современные дизайнеры часто обращаются к ретроспективе, внося элементы русской старины в современный гардероб.
Русский стиль сегодня — это смесь традиций и новаторских подходов, когда старинные узоры, крой и элементы национального костюма превращаются в современные модные тренды, отражающие вековую историю и богатство русской культуры. Современная одежда в русском стиле — это не только способ сохранения культурного наследия, но и возможность для дизайнеров проявить творческий подход, объединяя традиции и современные тенденции. В последние годы наблюдается возрождение интереса к национальным корням и элементам в одежде, что отражает стремление людей не просто нарядиться, но и вспомнить историю своей страны.
Мастера отметили, что весь их ассортимент состоит из продукции, которая используется в обычной жизни, в ней прослеживается привязка к региону и местный колорит, при этом она выглядит современной и модной: это как сама одежда, так и аксессуары – поясные сумки, мешки-рюкзаки, носки, футболки и товары для дома. При внедрении элементов русской старины главное — умеренность и гармоничность, старайтесь, чтобы образ не выглядел костюмированно, а лишь изящно намекал на традиции, добавляя индивидуальности и уникальности вашему стилю. Как говорил великий Вячеслав Михайлович Зайцев: «Беря что-то от национального костюма, во главу угла я ставлю такое требование, как функциональность. Я не копирую костюм целиком, я выбираю то, что созвучно нашему времени – простоту и мудрость кроя, лаконизм и ясность силуэта, цветовую орнаментальность, оригинальные детали и аксессуары». Множество ярких удобных футболок с принтами, повторяющими русские народные узоры, юбки и платья, напоминающие силуэт сарафана, но выполненные из современных материалов и соответствующие современным стандартам кроя. Можно использовать изделия из филиграни, бисера, янтаря, также прекрасно дополнят образ кокошники – они украсят прекрасных дам как в повседневной, так и в вечерней моде. Вышивка с историческими узорами и орнаментами — чрезвычайно важный элемент русского народного костюма. Разместите узоры и вышивку на различных элементах гардероба, таких как воротнички, манжеты, подолы юбок или даже на карманах современных джинсов или куртках. Что касается обуви – никто не призывает носить лапти или онучи, но можно выбрать обувь с плетением или бисером. Воспользуйтесь русскими народными мотивами в аксессуарах, таких как сумки, кошельки, заколки для волос. Также можно добавить стилизованные русские народные мотивы в дизайн пуговиц, застежек и других элементов декора одежды. Ну а праздничный образ дает разгуляться фантазии: взять в качестве основы русский народный костюм, интерпретировав его в более современном ключе, например, украсить традиционной славянской вышивкой свадебное или выпускное платье изо льна. Современный русский стиль — это уникальное сочетание уважения к традициям и желания быть на острие модных трендов. Это позволяет создавать интересные и необычные образы, которые несут в себе чувство национальной гордости и культурной идентичности.
Помимо одежды, на маркете было представлено много вещей для дома. Вот прилавок с посудой – все реально звенит, поет яркими узорами, переливается под лучами солнышка! Хозяйка и автор этого фарфорового богатства – Ольга Сальникова, мультидисциплинарный художник, художник по фарфору: « Я занимаюсь керамикой, текстилем и ручным ткачеством, дизайном одежды, аксессуаров. Здесь я представляю свой авторский фарфор ручной работы. Я сама отливаю фарфор, сама его расписываю. Всё это тонкая ручная роспись. Вдохновляюсь сейчас ивановскими старинными ситцами, поскольку 12 лет назад я уехала из шумной Москвы в глухую деревню под Иваново, и решила совместить свою любовь к фарфору и ивановским ситцам. Расписываю старинными узорами XVIII века столовые и чайные сервизы. Также мне интересны наши старинные росписи, такие как мезенская, которой раньше украшали деревянные прялки: это старинные символы – кони, олени, птицы, символы солнца, пожелания удачи, процветания, успехов. Я их тоже переношу на фарфор. Мои изделия уникальны еще и тем, что они проходят четыре высокотемпературных обжига в специальной муфельной печи – это 1200 градусов, на них есть и роспись драгоценными металлами, такими как золото, платина».
В свете нарастающих трендов на здоровый образ жизни, духовное развитие, просветление и поиск себя все больше людей обращают свои взгляды и интересы в сторону своих корней, что находит отражение в одежде, посуде и интерьерах. Одним из факторов, способных повысить конкурентоспособность товаров российского производителя, является создание и продвижение собственного бренда с русской этнокультурной идентичностью. Не случайно сегодня бренды российских производителей часто основаны на лучших традициях национальной культуры, с ориентацией на определенный стиль жизни, выбирая который индивиды формируют свою тождественность с определенной группой, образом поведения, ценностями. Повышение интереса потребителей к органической продукции, программы импортозамещения в России – все это способствует подъему патриотизма в массовом сознании и возникновению большей приверженности к «родным» торговым маркам. Дизайнеры часто ищут вдохновение в русской природе, искусстве, истории и фольклоре, но при этом адаптируют традиционные элементы под современные реалии жизни, удобство и практичность.
Не нужно забывать и иностранных туристов, приезжающих в Россию с целью расширения своего кругозора, изучения культурных особенностей страны.
Туристы, как правило, хотят приобрести сувениры – символы национальной культуры. Не секрет, что всем изрядно надоели ушанки и балалайки, люди хотят нового и яркого, интересного и красивого! Чем продавать то, что будет пылиться в шкафу и вряд ли напомнит о путешествии, лучше предложить гостям красивые и удобные наряды, украшения, вещи для быта – полезно, и красиво, и памятно!
Этно-маркет показал, что наши мастера способны творить чудеса и могут удовлетворить пожелания самого придирчивого покупателя: наряды и украшения от российских дизайнеров, аксессуары, выполненные вручную, керамические предметы и посуду, декор для дома из натуральных материалов и многое другое.
Гостям предложили масштабную музыкальную программу: русские народные песни в танцевальной аранжировке, электронную музыку с элементами русской этники. Порадовало и чаепитие с русскими пирогами, и мастер-классы по старинному хоровому пению, кружевоплетению, ткачеству, сажению по бели…
Прошу прощения за длинную цитату, но слова мэтра нашей моды Вячеслава Зайцева как нельзя лучше характеризуют современную ситуацию: «…У меня создается впечатление, что все мы являемся жертвами страшного заговора против русской одежды… Наличие мощного лобби, готового любой ценой остановить проникновение элементов традиционной русской одежды на наши прилавки, я ощущал всегда. Вообще, с традиционной русской одеждой происходят странные вещи. У меня, например, первыми работами, созданными еще в Иванове, были льняные косоворотки и сарафаны. Меня поразила напряженная и недоброжелательная реакция на них. Просто каким-то могильным холодом на меня тогда повеяло. Меня всегда привлекало производство готовой одежды, как это прекрасно — видеть вокруг русских людей, одетых по-русски! Так вот, сколько я ни бился, мне не дали этого сделать. Меня с моим национальным подходом к одежде просто выдавили в «от-кутюр». Было все. И успех был. Но сознание того, что мои соотечественники обделены, просто не давало мне покоя… Сейчас положение только усугубилось. Одежда — это серьезный бизнес, Россия — практически бездонный рынок. Вопрос о том, что русские люди будут носить, стоит очень остро. И цена этого вопроса – многие миллиарды долларов. И дело не только в деньгах. Нас стремятся любой ценой отлучить от традиционного костюма, заставить носить одежду с чужого плеча, одежду, которая программирует у нас антинациональные, антипатриотические реакции. Делает нас легкой добычей зловещих сил, царящих в современном мире… В сознание русских людей десятилетиями внедрялось ошибочное представление, будто традиционная русская одежда — это костюмы народных и псевдонародных ансамблей. Расписанные какими-то красными петухами, изуродованные каким-то нелепым «золотым» декором. В общем, безвкусица. Заговор против русской одежды — это дело, без преувеличения, государственной важности! И касается это не только экономической безопасности страны (ведь, одеваясь так, как мы сейчас одеваемся, мы спонсируем кого угодно, только не отечественную легкую промышленность), но и идеологии, и даже политики… И здоровья нации, кстати, тоже. Лен, хлопок, шерсть — то, из чего шьется традиционный русский костюм, — это ведь не синтетика, в которой тело совсем не дышит… Только ведь нынешние СМИ чему угодно, любому бреду готовы эфирное время посвящать, только не тому, что современному русскому человеку необходимо как воздух. Какой-то заговор молчания вокруг этой темы образовался… Хотя, должен вам признаться, в последнее время у меня стало складываться впечатление, что мы сейчас проходим какой-то рубеж. Вроде бы ничего особенного еще не случилось, но терпкий аромат какой-то грядущей большой перемены уже витает в воздухе… Очень хочется верить в то, что у России великое будущее. Я лично в это верю…»
Михаил Ковалёв.
Фото автора