Отец драконов

Он сидел в красивом деревянном резном кресле, отрешенно глядя на суету ярмарки, а на плече у мастера мирно дремал… дракон!

 

Прошу разрешения погладить прекрасного зверя и, наслаждаясь теплым, живым деревом (из которого, собственно, и вырезан милый дракон), слушаю рассказ создателя о том, как важно идти навстречу своей мечте.

Знакомьтесь: Вадим Михайлович Лавышик, минчанин, резчик, хотя называет себя столяром по жизни. Работал с деревом всю жизнь, мальчишкой перенимал все премудрости в мастерской у деда. Профессионал высочайшего класса, 30 лет работал столяром, устанавливал двери, окна, делал мебель, как сам говорит, «переводил древесину», а душа хотела творить! В сознательном возрасте решился изменить судьбу и жизнь: купил землю в деревне – отдаленный хутор, построил дом с мастерской – мечтой детства.

Вадим Михайлович Лавышик

– Первым делом засадил свой участок соснами, как дань природе, и даже на своем сайте написал: «Не убиваю деревья, а даю им новую жизнь». И в один момент понял, что мне в этой мастерской даже творить некогда, потому что я все время делаю что-то за деньги, и решил попробовать сделать что-нибудь для души.

На стенде мастера есть необычные изделия, например деревянные руки.

– Я не хочу загонять сам себя в рамки. Я хочу попробовать создать живое лицо, но не просто скульптуру, а нечто особенное. У меня вот был нос. Николай Васильевич Гоголь – я люблю этого автора, он такой очень специфический – сделал нос, но это не значит, что я делаю только носы. Захотелось фантазии моей чего-то еще, а почему бы и нет? Вот получился дракон, год Дракона все-таки. Иногда мне кажется, я где-то краду идеи и это уже где-то было. Чаще всего я уже отслеживаю природу этой мысли, отслеживаю труд. Мне кажется, это собирательный какой-то образ. То есть где-то я увидел одно, может быть, где-то поворот шеи. Больше всего я волновался, чтобы физиономия дракона вышла, скажем так, нейтральная: не смешливая и не очень злая, и вот результат. Это добрый дракон, ровный, можно сказать.

Да, у меня работы довольно специфические, многие говорят: «Вадим, ты делаешь очень круто, давай что-нибудь попроще, потому что твои вещи не покупают, с твоими работами надо в Европу…» Я себе прекрасно отдаю отчет, что я 30 лет шел к тому, чтобы делать хорошие вещи, и сейчас откатываться назад для того, чтобы удовлетворить вкусы людей, не буду. Не хочу снижать планку, наоборот, стараюсь повышать свой уровень, двигаться дальше. Я получаю колоссальный заряд энергии от того, что людям нравится мое творчество. В Европу или куда еще принципиально не хочу. Для меня деньги – вторичны. Вот сколько надо денег человеку? Сколько ни дай, все мало. Я продаю свои работы, если купят – хорошо, сделаю следующего. Я решил вторую половину жизни прожить, насколько это возможно, качественно в плане мыслей, здоровья. Хочется помолчать, посидеть. Я за работой даже музыку не включаю.

– Все работы Вадима Лавышика отмечены фирменным знаком. Ъ – это ваша подпись? Почему твердый знак?

– Это мой логотип. Сложно ответить одним предложением, скажем так, это дань предкам. Всего лишь 100 – 120 лет назад в конце слова с гласной буквы ставился твердый знак. Его убрали, он не нужен. В свое время мой дед говорил, что я вот научил тебя столярке, а она никому уже не нужна. А я докажу, что нужна. Сейчас вокруг одна пластмасса, она заменяет дерево. Некоторые говорят: вот у вас там есть шероховатость, тут сучок торчит. Если не нравится, идите, покупайте пластмассовое, потому что дерево – живое и все делается человеческими руками. Там не может быть идеально, так как это – ручная работа. Ъ – это дань предкам, дань профессии, которая не умрет, как и этот знак.

Вадим рассказал, что любит встречать Новый год за работой в мастерской: «Я разрешил себе не заморачиваться ни на даты, ни на время. Иногда задумываюсь: как много я потерял на монтаже дверей? Но понимаю: нет, все вовремя. Мне надо было пережить некоторые моменты, чтобы ценить то, что у меня есть сейчас.

Михаил Ковалёв.

Фото автора

Добавить комментарий