Раиса Борисовна Сушкова – легендарный болельщик футбольного и хоккейного «Динамо», ее знают, любят и ценят даже юные поклонники самых популярных видов спорта.
89-летняя динамовка – активный участник ветеранского движения. Она посвятила более 40 лет своей жизни пресечению и раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений против личности, личного имущества граждан, борьбе с преступностью и криминальной угрозой. Ежегодно Раиса Борисовна проводит Всероссийский юношеский турнир по самбо и турнир по мини-футболу на Кубок кавалера ордена Мужества Владимира Сушкова, своего геройски погибшего сына. Накануне старта нового сезона, 24/25, беседуем с милой, доброй, яркой и молодой по состоянию души Раисой Борисовной Сушковой.
– В последнем туре прошлого чемпионата РПЛ «Динамо» своими руками повесило золотые медали «Зениту». Чего конкретно не хватило команде в Краснодаре, когда нужно было сыграть просто вничью?
– Я также рассуждаю: все было в руках динамовцев, и я была на 100% уверена, что мы – чемпионы. Я пришла на арену хоккейного «Динамо» (именно там футбольные фанаты смотрели трансляцию матча из Краснодара. – В. С.), и там никто не ожидал, что динамовцы проиграют. Я даже расплакалась после финального свистка. По мне, динамовцы не выходили играть на ничью, которая устраивала. Я и мои друзья были уверены, что «Динамо» выиграет и завоюет золотые медали. Все те, кто пришел на хоккейную арену, переживали страстно и отчаянно, но не помогло. У меня не было билета, но 15-летние пацаны мне позвонили и пригласили – отдали свой билет на первый ряд, а сами сидели наверху.
– Личка тот тренер, который сможет снять «проклятие» с клуба и все же завоевать чемпионство?
– Сейчас, я считаю – да! Должен довести.
– Расставание с легендой клуба вратарем Шуниным, который уж точно стабильнее и класснее Лещука, – не ошибка ли это руководства «Динамо»?
– Это неправильно. Это большая ошибка. Совершенно не тактично, не этично и просто безобразно. Да, у Антона были какие-то шероховатости, но у кого их нет – это же игра. Он играл с душой и чистым сердцем за «Динамо», и никто из болельщиков слова плохо о нем не скажет. Мы с болельщиками дружим – они помогают мне, я по мере сил – им.
– Тюкавину нужно уезжать в Европу или сначала помочь клубу взять золото?
– Очень хочу, чтобы он остался здесь. Я не представляю его вне команды. Футбольная и хоккейная команды «Динамо» – это моя семья. И такая семья, что я за каждого борюсь и каждому «объясню его права», если кто-то что-то плохое скажет или сделает ребятам. Возвращаясь к Тюкавину – верю, что он поможет «Динамо» стать чемпионом.
– Помните ли вы последнее чемпионство клуба в далеком 1976 году – как это было?
– Я помню, но без подробностей. Многие фамилии я уже не помню, но в лицо я их всех знаю. На матче золотом я, конечно же, была, все видела и надеюсь, что увижу снова.
– Тренер Александр Севидов, взявший золото почти полвека назад, и Константин Бесков, с которым «Динамо» два раза выигрывало Кубок, – это два разных «полюса» футбольной идеологии и тактики или у них есть что-то общее?
– По-человечески они очень разные. Первый относился к своим ребятам как отец. Он мог повысить где-то голос, но футболисты его воспринимали как своего родного человека. А Бесков совсем другой, для него игроки – «глина», из которой он делал команду.
– Каким вам запомнился Лев Яшин?
– Про Яшина я могу говорить день и ночь. Мой муж даже ревновал меня ко Льву Ивановичу. Познакомились мы, когда я работала в детской комнате милиции в Кашире – я там десять лет прослужила. Это адский, ужасный труд – нужно было отправлять детей в колонию. Но я старалась помочь детям, поднять их на ноги и оградить от колонии по возможности. Среди них – будущие учителя, врачи, инженеры. Я старалась заинтересовать их чем-то полезным: возила на выставки, в музеи и на футбол – многим, если прямо сказать, спасла жизнь… Так вот, в одну из поездок в Москву на футбол со мной было 15 человек, а билетов только 5 – столько у меня было денег. В электричке мы проезжали бесплатно, по моему удостоверению, и в метро нас так же пропускали. И вот на стадионе я обратилась к Яшину, показала удостоверение и объяснила ситуацию: привезла подростков на футбол. Лев Иванович «взял под козырек» и сообщил контролерам: «Пять билетов есть, остальных запишите на меня». И после этого мы еще несколько раз так приезжали на динамовский стадион, и Яшин всегда помогал мне и моим подопечным пройти на трибуны. Однажды я решила отблагодарить Льва Ивановича, и мы с детьми насобирали полевых ромашек и привезли ему. Ну, вы понимаете, пока доехали из Каширы, пока матч – цветы подвяли. Мы после игры подошли к полю и подарили Яшину этот букет. И Лев Иванович их привез домой! Я потом, спустя много лет, спрашивала у Валентины Тимофеевны (жена Яшина. – В. С.) – она помнила этот момент. «Дети подарили», – ответил Яшин на вопрос жены о происхождении ромашек.
– Как вы сами пришли в «Динамо» и почему именно футбол?
– Спорт – это жизнь: Олимпийские игры, чемпионаты мира, футбол, хоккей, да любые спортивные соревнования – это на честность и порядочность. Я это поняла очень рано. Один из ребят написал мне письмо из колонии: извинялся за содеянное и благодарил за участие. И я старалась увлекать ребят спортом. А «Динамо» потому, что работала в милиции – так всю жизнь и болею за динамовские команды.
– Вы мастер спорта по легкой атлетике и полковник милиции – что общего в этих двух ипостасях?
– Спорт «толкает» нас: и в жизни и в профессии, без него никуда. Мне почти 90, но еще никто и никогда столько мне не дал. Это все потому, что и самбо занималась, и легкой атлетикой, да и на футболы-хоккеи всю жизнь хожу. Я до сих пор активный участник комплекса ГТО, где меня вечно определяют не в ту возрастную группу. А в 2017 – 2018 годах в своей возрастной категории стала обладательницей золотых знаков отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Это только спорт мне дал такую силу и бодрость духа, да и при работе в органах, а это больше 40 лет, мне это здорово помогало. Только в пандемию я бросила бегать, а в юности 100-метровку пролетала за 13 секунд. Сейчас иногда за автобусом могу побежать, чтобы успеть заскочить в закрывающуюся дверь.
– Ваш сын геройски погиб (лейтенант милиции Владимир Сушков ценой собственной жизни в январе 1994 года остановил группу вооруженных преступников) при исполнении служебного долга. Вы в его память проводите Всероссийский юношеский турнир по самбо и турнир по мини-футболу на Кубок кавалера ордена Мужества Владимира Сушкова – низкий вам поклон за это. Родство матери и сына – это Божеский дар или «трудная работа»?
– Наверное, и то и другое. Сын, повзрослев, мне сказал главные слова: «Мама, ты понимаешь, что ты мне прежде всего друг, а потом мама». Он меня всегда во все посвящал и советовался – я это ценила. Сын предупреждал, что если я кому-нибудь расскажу наши совместные секреты, то это будет последний день общения. Но один мой секрет даже он не знает – это как раз о «родстве душ». Меня когда-то давно не приняли в пионеры из-за религиозности семьи. А я очень хотела и сама себе купила галстук и с ним по ночам разговаривала – обещала, что меня обязательно примут в пионеры. И когда сыну пришло время вступать в пионерскую организацию – его тоже не приняли, из-за поведения: он был шебутной, но справедливый. Указал учительнице на две ее ошибки на доске: Володя начал читать очень рано, им занималась моя мама, она к тому времени уже была на пенсии, а я из Каширы ездила в Москву работать. Вторая история «родства душ»: мне в Колонном зале вручали подарок, как лучшей вожатой, – словари немецкого, английского и французского языков. И мой сын этими словарями очень правильно распорядился – он в совершенстве владел всеми тремя языками. Из армии он приехал с двумя медалями и двумя знаками «Отличник». Так что мы с сыном – точно родственные души! А теперь я президент мемориала Владимира Сушкова.
– Вы являетесь организатором конкурсов чтецов по произведениям Эдуарда Асадова, Михаила Лермонтова и Владимира Высоцкого. Почему именно эти поэты?
– Лермонтов, потому что они с Володей (сын Раисы Борисовны. – В. С.) одного знака зодиака и судьбы у них схожи. Володя тоже сочинял стихи, правда, их не осталось. Асадова любила я. Когда мой сын погиб, то в кармане у него обнаружили томик Асадова – он Эдуарда Аркадьевича знал почти всего наизусть. После гибели сына я дала себе слово провести конкурсы чтецов Высоцкого, Асадова и Лермонтова. И осуществила это в своей родной Кашире.
– Позволю себе вашу цитату: «Я снова и снова прошла бы этот трудный, но удивительный путь». Что вы пожелаете юным поклонникам футбола и почитателям поэзии?
– Всегда быть в спорте. Если в спорте, то прежде всего – дзюдо и самбо. Многие хватаются за бокс, но это опасно для здоровья. Когда мой сын начал заниматься боксом, я попросила известного боксера, который со мной тогда работал в уголовном розыске, чтобы он поговорил с Володей. У боксеров должно быть очень «большое и здоровое» сердце, а это только у профессионалов. А футбол и хоккей – это многомиллионные армии поклонников, весь мир с замиранием сердца смотрит за тем, кто победит, заполняя многотысячные стадионы. Мне эту любовь привили мои родители, и это в моем сердце осталось навсегда. И теперь уже я по мере своих сил передаю эту увлеченность молодым парням и девушкам и заражаю своим энтузиазмом поклонников игры в кожаный мяч, противостояний хоккеистов и любителей поэтического слова.
– Желаю вам воочию увидеть чемпионство вашего любимого «Динамо». И ваш прогноз на нынешний футбольный сезон: призовая тройка РПЛ и обладатель Кубка?
– Я в этом не сомневаюсь. А по поводу прогнозов – сказать не могу. Своему родному футбольному «Динамо» желаю чемпионства уже в этом сезоне!
Владимир Сабадаш.
Фото из личного архива Раисы Борисовны Сушковой