Такое мнение высказал создатель и художественный руководитель «Нового театра» Эдуард Бояков в ходе пресс-конференции в НСН, посвященной планам московских театров на новый театральный сезон.
По его словам, специфика момента объясняется происходящими сейчас огромнейшими, серьезнейшими тектоническими сдвигами в геополитике, во внешнем пространстве, в понимании границ и возможностей:
«В последние два года мы живем в стремительно меняющемся мире, и театр, с одной стороны, сохраняет хоть какое-то ощущение связи с корнями, традициями и жизнью, которая у нас была до 2022 года или до 2014 года (то есть до эпохи санкций и передела); с другой стороны, конечно, театр не может не реагировать, не меняться. Этим объясняются и те процессы, которые сейчас происходят в московских театрах, связанные и с целым рядом кадровых назначений, и с тем, что театры начали объединяться, сливаться. Идут очень активные процессы, и я думаю, что нас ждет очень серьезная история, связанная с изменением привычной «театральной карты». Сейчас вещи, которые происходят в широком поле культурной политики, представляют интерес именно тем, как обозначаются границы между жанрами, между такими вещами, которые совсем еще недавно существовали совершенно самостоятельно. Например, вот была сфера кино, были киноинституты и театральные институты, была сфера каких-то выставочных проектов, сегодня, как мне кажется, эти границы очень интересно стираются. Может быть, это мое субъективное мнение и я слишком детерминирован, слишком обусловлен своими проектами, потому что я очень много сейчас работаю с кино. Сейчас мы обсуждаем с московским правительством огромный проект, который связан со строящимся крупнейшим кинопарком, крупнейшим кинохабом в мире (это тысяча с лишним гектаров в Новой Москве), и там возникает некий запрос на театральное присутствие, на театральное участие. Наш театр очень активно общается с платформами, с крупными игроками в кинопроизводстве, и они делают нам предложения, в которых театр и кино очень интересно объединятся».
В настоящее время, как отметил Эдуард Бояков, появляется очень много новых проектов:
«Это проекты, которые усложняют, расширяют привычную «карту». Вроде бы мы все привыкли, что мы живем в таком мире, где есть 5 – 6 федеральных театров, есть еще московские театры, вот и всё… А сегодня театральная карта может быть как во времена, когда появлялись театры-студии в 90-е годы».
Возможно, именно вследствие этого «усложнения театральной карты» в пресс-конференции принял участие художественный руководитель еще одного «нового театра», а именно Московского Нового драматического театра, Вячеслав Долгачев. Как он пошутил по этому поводу, «какому же театру захочется быть старым»… Отвечая на высказывания Эдуарда Боякова о специфике текущего момента, Вячеслав Долгачев напомнил, что традиции и актуальность являются составляющими театрального процесса, который не прерывался никогда. По его словам, «традиция всегда переходит в разговор о том, что сегодня имеет значение»:
«Мы каждый сезон открываем премьерой. Это наша традиция. В этом году мы будем открываться пьесой Джона Голсуорси, которого все знают по его знаменитой «Саге о Форсайтах», но мало кто знает, что этот замечательный автор еще был и драматургом, никогда не ставившимся в России. Мы у него нашли маленькую пьесу, которую прочитать можно, наверное, минут за двадцать. Спектакль у нас будет длиться 1,5 часа. Пьеса называется «Маленький человек». Ее действие происходит в кафе железнодорожной станции в Австрии. Здесь встречаются несколько человек (американец, англичанин, датчанин, серб и беженка, арабская женщина). Каждый из них говорит на своем языке, пытаясь понять друг друга. Мне кажется, что это не только интересная пьеса с точки зрения драматургии Джона Голсуорси, но она сегодня особенно актуальна. Хотя написана она в 1913 году перед Первой мировой войной. Все темы, которые затрагиваются в этой пьесе, невероятно созвучны тому, что сегодня происходит с нами».
Отвечая на вопрос о ценностях, которые сегодня должен отражать театр, Вячеслав Долгачев отметил, что, по его мнению, несмотря на стремительно меняющийся мир, ценности остаются всё теми же – это «Десять заповедей», которые никто не отменял… Вы либо их поддерживаете, либо отрицаете, а что сверх того, это, как говорится в Евангелиях, уже «от лукавого».
Сергей Ишков.