Последний рейс

45 лет назад, 11 августа 1979 года, произошла одна из самых крупных авиакатастроф в истории советской авиации. В небе над Днепродзержинском столкнулись два пассажирских самолета Ту-134, на одном из которых летела футбольная команда «Пахтакор».

Обломки самолета

Это случилось в Днепропетровской области Украины. В результате столкновения погибли все 178 человек, находившиеся на борту обоих воздушных судов, в том числе 36 детей и 17 членов команды «Пахтакор».

Виновными в трагедии признали авиадиспетчеров. Но так как обстоятельства катастрофы выглядели странно, до сих пор не утихают споры о том, почему произошла беда и кто же в действительности в ней виноват.

«Пахтакор» – футбольный клуб из Ташкента, один из самых известных клубов Узбекистана и Советского Союза. Он был основан в апреле 1956 года при поддержке правительства Узбекской ССР. В конце 1970-х «Пахтакор» считался очень перспективной командой. Чемпионат СССР 1979 года он начал успешно, одержав на старте турнира несколько знаковых побед и сыграв с московским «Спартаком» со счетом 1:1.

Незадолго до выездной игры в Минске «Пахтакор» успел в сезоне разгромить лидеров чемпионата: «Шахтер», тбилисское и киевское «Динамо». Ряд обозревателей прогнозировали попадание клуба в призовую тройку. Лидеры «Пахтакора» – Михаил Ан и Владимир Федоров – регулярно играли в «молодежке» и привлекались на сборы к основной сборной СССР.

Эксперты и любители футбола отмечали силу ташкентского коллектива, который к августу закрепился в середине турнирной таблицы.

За три дня до авиакатастрофы, 8 августа 1979-го, футболисты «Пахтакора» у себя дома, в Ташкенте, со счетом 3:1 обыграли спортсменов из луганской команды «Заря». Теперь болельщики ждали следующей победы, на этот раз – на выездном матче в Минске. Там 13 августа «Пахтакор» должен был сыграть с местной командой «Динамо».

Накануне вылета в Минск футболисты «Пахтакора» провели свою последнюю тренировку. В тот же день, 10 августа, в Минск вылетел состав дублеров. Старший тренер команды Олег Базилевич двумя днями ранее улетел в Сочи повидаться с женой и сыном. Главный тренер рассчитывал приехать в Минск 11 августа – как раз к игре дубля.

Тренер дублеров Идгай Тазетдинов должен был вылететь туда же 11 августа с основным составом «Пахтакора».

11 августа на борту самолета, летевшего в Белоруссию, оказался 18-летний Сироджиддин Базаров, не сыгравший еще ни одной игры за основной состав. Все признавали, что он — очень перспективный парень. Юноша, который должен был отправиться в Минск вместе с остальными дублерами 10 августа, опоздал на рейс. По другой информации, к нему приехал дядя, и Сироджиддин попросил разрешить ему остаться в Ташкенте еще на день и улететь с основным составом. Парню разрешили. Третьи утверждали, что Базаров задержался из-за вступительных экзаменов. Как бы то ни было, юноша оказался на роковом борту.

В субботу, 11 августа, вместе с командой «Пахтакор» в Минск вылетел Михаил Ан, который за два месяца до этого стал отцом. Получив травму в последнем матче, он приехал попрощаться с командой, так как должен был остаться в Ташкенте. Но ребята уговорили своего капитана полететь с ними.

Также в Минск 11 августа вылетел Юрий Загуменных, вернувшийся в большой футбол после двухлетнего перерыва, связанного с тяжелой травмой.

Собравшись на стадионе, футболисты на «Икарусе» поехали в аэропорт. Прошли регистрацию и отправились на посадку. Форвард Анатолий Могильный к назначенному времени не успел: застрял по дороге в аэропорт. Массажиста Анатолия Дворникова развернули прямо у трапа. Причина – сильное алкогольное опьянение.

Друзья футболистов рассказывали, что полеты в Минск всегда сопровождались воздушными ямами и турбулентностью, из-за чего многие игроки просто боялись летать. Некоторые ребята говорили: «Мы когда-нибудь разобьемся!» – словно предчувствуя катастрофу.

Ту-134 поднялся в воздух строго по расписанию, в 11.30. Кроме 14 футболистов, тренера, врача и администратора, на борту лайнера были 60 пассажиров и 7 членов экипажа. Через два часа после взлета из ташкентского аэропорта самолет совершил промежуточную посадку в Донецке. В 13.11 после дозаправки воздушное судно вновь поднялось в небо. Полет проходил хорошо, пилоты имели устойчивую радиосвязь с землей, переговоры велись в штатном режиме.

Немногим раньше, в 12.53, другая «тушка» вылетела из аэропорта Воронежа. Самолет следовал рейсом Челябинск – Воронеж – Кишинёв. На борту Ту-134 было 88 пассажиров, среди которых 16 — дети возрастом до 12 лет.

Вернемся к утру субботы, 11 августа. В 7.50 в Харьковском РЦ ЕС УВД на дежурство заступила смена диспетчеров под начальством и. о. руководителя полетов центра Сергея Сергеева. Всего в смене было семь человек, включая стажера. Проводя инструктаж, Сергеев заострил внимание диспетчеров на том, что прогнозируется «мощная кучевая облачность с отдельными грозовыми очагами», указал на необходимость выдержки интервалов между самолетами и предупреждения пилотов о сложной метеорологической обстановке.

Почему-то наиболее трудное направление, юго-западный сектор, было поручено обслуживать 21-летнему Николаю Жуковскому, выполнявшему свои обязанности диспетчера меньше трех месяцев. Несмотря на должностные инструкции, в которых сказано, что вмешиваться в действия диспетчера мог только старший диспетчер смены или руководитель полетов, контроль за неопытным Николаем Жуковским с правом вмешательства в управление воздушным движением поручили 28-летнему Владимиру Сумскому, отвечающему за полеты литерных рейсов.

Сумской спешно обратился к Жуковскому:

«Знаешь ведь, как все работает? Ведение бортового журнала? Думаю, справишься сам – у самого загруженный участок. Вечно тут завал».

Жуковский начал работать самостоятельно, без надзора Сумского.

В 13.17 на связь с Харьковским РЦ вышел Ту-134, следующий в Кишинёв. Командир экипажа запросил разрешение на занятие высоты 9600 метров. Но Николай Жуковский отказал, заявив, что на этой высоте идет попутный борт.

В 13.25 на связь с Жуковским вышел Ту-134, следующий в Минск. Командир экипажа доложил, что самолет идет на высоте 5700 метров, и сообщил свою прописанную высоту – 9600 метров. Пересечься маршруты полета минского и кишиневского лайнеров должны были под прямым углом в районе Днепродзержинска.
Диспетчер Николай Жуковский, допустивший ошибку в расчетах, считал, что обе «тушки» по времени разделяют положенные 3 минуты, и дал команду минскому борту занять высоту 7200 метров в то время, как истинный интервал прохождения самолетами «воздушного перекрестка» составлял меньше минуты. Итогом роковой ошибки стало то, что оба лайнера поднялись на высоту 8400 метров и на скорости под 800 км/ч неслись навстречу друг другу. И все же трагедию еще можно было предотвратить…

Владимир Сумской, который должен был контролировать действия Жуковского, за несколько минут до столкновения проверил расчеты последнего и с ужасом понял, что лайнеры стремительно сближаются. Сумской в ярости оттолкнул Жуковского от пульта управления и спешно стал связываться с пилотами. Ситуация была критической. Две красные точки на радаре становились все ближе друг к другу.

Сумской дал команду, чтобы минский лайнер занял высоту 9000 метров, и получил согласие. Однако команду услышал и принял к исполнению не экипаж минского лайнера, а экипаж Ил-62, который, как и еще 11 самолетов, находился в тот момент в воздухе и направлялся в Ташкент.

Экипаж минского самолета из-за радиопомех команду не услышал, а Сумской, получив утвердительный ответ, не повторил команду и не потребовал повторного подтверждения ее получения. В итоге оба воздушных судна, одно со скоростью 830 км/ч, другое — со скоростью 790 км/ч, летели к точке катастрофы. Пилоты действовали профессионально: самолеты следовали строго на высоте 8400 метров над уровнем моря. Они не видели друг друга: на заданной высоте 11 августа было много кучевых облаков, которые сводили обзор к минимуму. Столкновения было не избежать…

В 13.35 минский самолет под углом 95 градусов на огромной скорости столкнулся с кишиневским лайнером. Крылом он снес верхнюю часть кабины и начало пассажирского салона, от чего кишиневский борт развернуло вправо, а минский – влево, и самолеты столкнулись хвостами. Ту-134, летевший в Кишинев, распался в воздухе сразу на несколько частей. Экипаж Ту-134, следовавшего в Минск, потеряв хвостовое оперение, часть правого крыла и один из двигателей, попытался совершить аварийную посадку, но на высоте 4000 метров самолет полностью потерял управление, ушел в пике, упал на землю и разрушился.

За минуту до падения минской «тушки» с Харьковским диспетчерским центром вышел на связь командир самолета Ан-2, следовавшего в Донецк. «Что-то падает с неба!» – прокричал он. А еще через пару минут он же сообщил: «В районе населенного пункта Куриловка наблюдаю падение частей самолета. По-моему, Ту-134».

В книге Фёдора Раззакова «Российский футбол. От скандала до трагедии» восстановлена хронология тех событий:

«Молодой диспетчер вычисляет расчётный временной интервал, в течение которого каждый из двух самолётов может пройти теоретическую точку пересечения их трасс. Она находится в районе Днепродзержинска. Диспетчер высчитывает, что расстояние между самолётами позволяет им занять один эшелон, и в 13 часов 30 минут 46 секунд отдаёт команду ташкентскому борту занять эшелон полёта 8400 метров. Это была роковая команда, поскольку его расчёты оказались неточными и самолёты оказались в одном коридоре. Проверить действия Жуковского при царившем в диспетчерской бардаке никто не удосужился. А сам Жуковский тоже не стал заниматься расчётами дважды».

В кишиневском самолете погибли 94 человека, в минском — 84. Не выжил никто. Среди погибших — тренер «Пахтакора» Изгай Тазетдинов, врач Владимир Чумаков, администратор Мансур Талибджанов, а также игроки Михаил Ан, Виктор Чуркин, Владимир Сабиров, Сирожиддин Базаров, Шухрат Ишбутаев, Сергей Покатилов, Равиль Агишев, Алым Аширов, Константин Баканов, Юрий Загуменных, Николай Куликов, Владимир Макаров, Александр Корченов и Владимир Федоров.

Первым о трагедии узнал вратарь Александр Яновский, который уже был в Минске с дублем «Пахтакора». Ему позвонили через несколько часов после того, как всё произошло.

«Мне как самому старшему по возрасту в дубле звонили узнать имена тех, кто мог находиться на борту разбившегося самолета, — рассказывал он в одном из интервью. — Помню, во время ужина меня позвали к телефону и начали расспрашивать, просить составить список. Была неразбериха – кто полетел, кто остался в Ташкенте. Они думали, что и Базилевич разбился, но я объяснил, что Олег Петрович накануне улетел на встречу с семьей в Сочи и должен был прибыть непосредственно к матчу».

Тренеру ташкентцев Олегу Базилевичу позвонили следом.

«На проводе был Мирзаолим Ибрагимов, – вспоминал он. – Его голос дрожал. Сдерживая рыдания, он проговорил страшные слова, которые до сих пор не укладываются в голове: «Команда погибла… Хорошо, хоть ты с ними не полетел…». Связь прервалась… Страшнее известия быть не могло».

Следствие по гибели «Пахтакора» длилось девять месяцев. Обсуждалось несколько версий случившегося – предполагалось даже, что самолеты были сбиты ракетой ПВО.

Специальная государственная комиссия единогласно пришла к нескольким выводам: Жуковский совершил ряд грубейших ошибок на посту; роковые действия привели к неправильному расчету траекторий полета самолетов; общение не по уставу вызвало недопонимание между командирами экипажей и диспетчером; начальник смены Сергеев неправильно распределил обязанности среди диспетчеров и злоупотребил полномочиями.

«На обоих самолетах до столкновения нештатных ситуаций не было, оборудование работало исправно, – заявили эксперты после исследования обломков самолетов. – У обоих Ту-134 взлетный вес и центровка были в пределах нормы. Кроме того, в районе полетов в тот день и в данном часу метеозонды не запускались, воинские учения не проводились, литерные полеты не осуществлялись».

На суде диспетчеров Николая Жуковского и Владимира Сумского приговорили к 15 годам лишения свободы в колонии общего режима. Начальник смены Сергей Сергеев к лишению свободы приговорен не был.

Памятник игрокам футбольной команды «Пахтакор», погибшим в авиакатастрофе 11 августа 1979 года. Боткинское кладбище в Ташкенте.

Все погибшие члены футбольного клуба «Пахтакор» были похоронены в Ташкенте на городском Боткинском кладбище. Хоронили ребят в цинковых гробах. Проститься с ними пришел едва ли не весь город. Люди стояли на всем пути следования траурного кортежа от аэропорта до Боткинского кладбища. На церемонии погребения, на которой присутствовало всё руководство республики, выступавшие с трудом подбирали слова. Трудно было до конца осознать произошедшее…

Памятник футбольной команде «Пахтакор», погибшей 11 августа 1979 года

В 2009 году на месте падения самолета с игроками «Пахтакора» был установлен мемориал памяти. На нем указаны имена игроков, которые так и не вернулись с рокового выезда в Минск.

Трагедия ташкентской команды оставила большой след в сердцах жителей Советского Союза и вызвала резонанс по всему миру. «Пахтакору» прочили в будущем борьбу с грандами советского футбола, но жизнь команды фактически оборвалась в полете…

Сергей Ишков.

Источник фото: https://ru.wikipedia.org

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x