Накануне Дня знаний беседуем с педагогом, музыкантом, экспертом в области скрипки, художественным руководителем творческого коллектива LuminisArtis Мариной Шигановой.
– Как вы пришли в музыку и почему именно скрипка?
– Моя встреча с музыкой произошла в детстве довольно естественно. В моей семье нет профессиональных музыкантов, но музыку очень любят. Постоянно звучала классическая музыка, приобретались лучшие образцы исполнения. Я слушала и впитывала. Когда в 5 лет я пришла на подготовительное отделение общеобразовательной школы, там предлагалось несколько дополнительных кружков, одним из которых был музыкальный – «Веселые нотки». Меня прослушали, обнаружили музыкальные данные и пригласили заниматься. Начинала свои занятия музыкой я с фортепиано, не со скрипки. Уже в первый год обучения вместе с моим педагогом я получила свой первый Гран-при на всероссийском конкурсе талантов, причем в качестве концертмейстера (она исполняла вокальные номера, а я ей аккомпанировала).
К скрипке я пришла тоже довольно естественно. Однажды зимой, когда школа была закрыта на каникулы, педагог пригласила меня на занятия фортепиано к себе домой. После урока она показала мне маленькую скрипочку и спросила: «Хочешь на ней играть?» Я, конечно же, ответила «да». Воображение пятилетнего ребенка поразила эта замысловатая вещица, да и вообще в таком возрасте многое интересно. Довольно-таки продолжительное время я продолжала обучение на двух инструментах параллельно, в какой-то момент всё же отдав предпочтение скрипке. Но фортепиано я не забываю и с удовольствием играю на нем в свободное время. Также оно мне очень помогает в сочинении музыки.
– Вы окончили Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку. Как полученные знания и навыки применяете в своей карьере и жизни?
– Московская консерватория – один из лучших музыкальных вузов страны. Она всегда славилась своим уникальным профессорско-преподавательским составом. Здесь люди получают великолепную базу, набор разносторонних знаний и навыков. Все эти знания, конечно же, необходимы в профессии музыканта. Применение самое широкое. Я и концертирующая скрипачка, и педагог. Но полученные знания и навыки я применяю не только в этих областях. Практически весь набор консерваторских дисциплин используется широким спектром. Помимо исполнительских техник, это и нотный набор, аранжировки, оркестровки – периодически для расширения репертуара я делаю собственные обработки различных произведений, а иногда пишу их на заказ. История музыки и ораторское искусство тоже являются огромным подспорьем – меня часто приглашают прочитать лекции на ту или иную музыкальную тему. Полученные знания помогают мне при ведении концертов. Различные теоретические предметы помогают лучше чувствовать и разбираться в музыке. Она как иностранный язык. Изучение теоретических дисциплин помогает «говорить» на нем, как на родном.
– Зачем и для чего вы принимали участие в мастер-классах Михаила Гантварга, Анны Кандинской, Гернота Винишхофера, Михаила Кугеля, Даниила Австриха, Валерия Вороны?
– Мастер-классы – это отличная возможность посмотреть на себя со стороны свежим взглядом другого педагога. Когда музыкант годами занимается у одного профессора (при хорошем раскладе это 4 года в колледже, 5 лет в консерватории и 2 года в аспирантуре – итого 11 лет), с одной стороны, это очень хорошо, что с педагогом такой замечательный контакт, но с другой стороны – некоторые моменты могут приедаться как у ученика, так и у педагога. Поэтому участие в мастер-классах очень полезно с точки зрения незамыленного взгляда со стороны. Порой неделя или две в какой-нибудь из летних академий дает огромный заряд мотивации на целый год. А с некоторыми профессорами на мастер-классах удается установить хороший контакт и иногда получается приехать еще и еще раз за новыми порциями музыкальных знаний.
– Участие в фестивалях практически по всему миру – это больше для вас лично или для слушателей?
– Участие в фестивалях раскрывает для музыканта огромные возможности. Это еще один вариант показать свое творчество широкой аудитории, а также завести новые творческие связи. Приглашения на фестивали всегда очень почетны и ценны для любого музыканта. За этот год я уже приняла участие в ряде музыкальных фестивалей: Январские музыкальные вечера (Брест), Пушкинский венок (Псковская область), Классика на морском берегу (Калининградская область), Завидово – территория культуры (Тверская область). И надеюсь, в этом году поступят еще приглашения для меня и моего коллектива.
– Что дает членство в Российском творческом Союзе работников культуры?
– Из любого объединения, образования при желании можно извлечь пользу. РТСРК – это объединение людей различных творческих направлений: музыкантов, актеров, художников, сценаристов, литераторов, дизайнеров и так далее. Конечно же, в такой мощной творческой коллаборации у членов союза рождаются совместные интересные идеи, проекты, а также обсуждаются пути их воплощения в жизнь. Мне очень импонирует идея синтеза искусств, и здесь эта тенденция воплощается в полной мере.
– Проект «Посольство мастерства» чисто российский или вы и за рубежом преподаете?
– Периодически поступают приглашения провести мастер-классы и в различных городах России, и за границей. Это и индивидуальные занятия с учениками, и групповые лекции о музыке, о скрипке, об исполнительском искусстве. За рубежом проводила мастер-классы в Албании и Абхазии. Всюду очень теплый прием. Культурный обмен – это всегда очень полезно для всех. Для учащихся это, как мы уже говорили, возможность получить свежий взгляд со стороны. А для меня, как для педагога, возможность взглянуть на разные скрипичные школы и подходы. Всегда очень интересно подмечать все эти нюансы и потом, рефлексируя, внедрять какие-то моменты и в свой педагогический, и в свой исполнительский опыт.
– Что вы пожелаете детям и их родителям накануне 1 сентября?
– Хочу пожелать в любом возрасте стремиться к знаниям. Никогда не поздно и не стыдно развиваться и расти. И всегда стараться найти время на то, что вам интересно, на то, что вас действительно радует, наполняет приятными эмоциями и вдохновляет!
Владимир Сабадаш.
Фото из личного архива Марины Шигановой