Юлиан Семёнов: от Виткевича к Штирлицу

Исполнительный директор Культурного фонда Юлиана Семёнова и консультант дома-музея «Вилла Штирлиц» Алексей Репин написал замечательную книгу о жизни и творчестве моего отца. С удовольствием обсудили некоторые моменты.

– Расскажите немного о себе.

– Я родился в Сибири в 1972 году. По профессии историк, закончил исторический факультет Кемеровского государственного университета. Впервые Юлиана Семёнова прочел еще, можно сказать, в детстве – в 12 лет – это были «Семнадцать мгновений весны». Но по-настоящему, конечно, читал в старших классах. И, безусловно, книги эти сильно на меня повлияли. Разумеется, общим художественным уровнем – это отличная проза, стиль, язык. Психология персонажей, яркие характеры, динамичное действие, блестящие диалоги. А еще чем особенным? Не только и даже не столько острым сюжетом (были детективы и более лихо закрученные). Не только серьезным (как сейчас я убедился, в разы более серьезным) анализом исторических событий или социальных явлений советской современности (сейчас это к тому же весьма интересный исторический источник). И не только сообщенной в книгах разнообразной информацией – как впоследствии выяснилось, отнюдь не бесполезной.

Главное в том, что я бы назвал «интеллектуальным приключением», «приключением мысли». В первую очередь интересно читать, как Штирлиц, герои «ТАСС…» или «Противостояния» мыслят. Оценивают исходные данные, ищут недостающие звенья, прорабатывают большие объемы информации, выдвигают версии, проверяют их и делают выводы. Это, собственно, и есть великолепная и доходчивая, а еще – стимулирующая и вдохновляющая иллюстрация того, как работает интеллект настоящего исследователя, неважно кто он – разведчик, сыщик или историк

– Когда и как пришла мысль написать книгу о Юлиане Семёнове?

– Очень заманчиво ответить, что книгу о Юлиане Семёнове я собирался написать всегда. Действительно, в книге есть пара абзацев, которые были написаны в далеком теперь уже 1989 году. Начиналось все, наверное, с простого любопытства к биографии писателя, его личность интересовала меня не меньше, чем его книги. Памятной весной 2014 года я оказался в Крыму, и в один из первых же дней приехал в Дом-музей писателя в Оливе, где хотел побывать с тех пор, как узнал о его существовании из вашей книги «Юлиан Семёнов» в ЖЗЛ. Посещение закончилось тем, что спустя некоторое время я обнаружил себя сначала просто, как говорится, волонтером, а затем уже и научным консультантом музея. Архивный поиск и работа с документами увлекательны для меня, как и для всякого историка, и сначала было важно найти интересные материалы для выставок, подготовить неопубликованные тексты писателя для серии «Неизвестный Юлиан Семёнов» и других изданий. Затем стало понятно, что объем собранной информации уже перерос эти прикладные задачи. Также стало понятно, что новый материал не будет повторять биографию вашего отца в ЖЗЛ. И по-настоящему работа над книгой началась три года назад, в начале 2021 года. В том же году первые фрагменты были опубликованы в «Московской правде» и в изданном редакцией мемуарно-документальном сборнике «Юлиан Семенов уполномочен заявить».

– Как проходила работа? С какими трудностями столкнулись?

– Основная трудность – это организация материала. Как я написал в предисловии, невозможно было просто последовательно излагать биографию в хронологическом порядке. Вернее, возможно, но только до определенного рубежа – начала 1960-х годов. После был риск превращения повествования в кашу, в которой не разберется не только читатель, но и сам рассказчик. Поскольку дальше будет так: Юлиан Семёнов одновременно пишет роман, собирает материал для следующего, в паузах пишет рассказ или повесть, совершает командировки, участвует в постановке пьесы в театре и киносъемках. Это для примера я описал май 1965 года. При этом и в «нелитературной» жизни писателя происходят значимые события. В хронологическом порядке это просто невозможно описать, придется постоянно перескакивать с одного на другое.

Другая трудность – это много новых, необнародованных ранее источников. Им был отдан приоритет поскольку почти все события биографии писателя можно было проиллюстрировать новыми свидетельствами, и зачастую с неожиданной стороны. В итоге объем собранного материала повлиял и на содержание книги – оно ограничилось историей создания цикла об Исаеве-Штирлице. Когда я увидел, что история эта займет почти половину биографии писателя, то стало понятно, что нужна отдельная книга. И логичным началом этой книги стал рассказ о ключевом событии писательской биографии Семёнова – его первой повести «Дипломатический агент». Поскольку история «Дипломатического агента» тесно связана с Оренбургским краем, я рад, что книга заинтересовала одно из лучших издательств страны — Оренбургское книжное издательство имени Г. П. Донковцева.

– Вы давно занимаетесь архивами Юлиана Семёнова. Какие главные выводы сделали о его творчестве и о нем самом?

– Во-первых, произведения Юлиана Семёнова имеют гораздо большую биографическую подоплеку, чем принято думать (понятно, что, например, Дмитрий Степанов – персонаж автобиографический, но этот же вывод касается и Штирлица, и исторических романов). Во-вторых, уровень аналитики, документальной проработки Семёновым исторического и политического фона в его романах несоизмеримо выше, чем это представляется читателям и исследователям. Юлиан Семёнов не просто –  как принято выражаться – «слишком много знал», он еще и «слишком много сказал». Поэтому кое-что из сказанного им или его героями мы стали способны понимать только сейчас, спустя 40-50 лет.

Конечно, был открыт и ряд маленьких, так сказать, тайн творческой лаборатории писателя. Например, знаете, как была придумана несуществующая немецкая фамилия «Штирлиц»? Сейчас не скажу – прочтете в книге.

Ну и, пожалуй, главное. Литератор, да и вообще человек искусства не обязан быть образцом поведения в жизни. Как говорится, «любим мы их не за это». Юлиан Семёнов – хороший человек. В прямом смысле – честный, порядочный, смелый, похожий на своих героев. Достойный гражданин свой страны, не подлец, не предатель. Что, скажу прямо, впечатляет с учетом реалий времени и среды, в которых он жил и работал.

– Какие творческие планы?

– Сейчас работаю над второй книгой, посвященной биографии Юлиана Семёнова. Книга «Юлиан Семёнов: от Виткевича к Штирлицу» посвящена в основном произведениям цикла политических хроник «Альтернатива» – «Позиция». Они занимают около трети из всех книг, созданных писателем. Но по значению это, конечно, половина его творчества. За бортом первой книги осталась другая половина, невероятно интересная – циклы «Петровка, 38», «ТАСС уполномочен заявить», «Версии», «Горение», романы «Пресс-центр», «Аукцион», малая проза, театр и кино.

Первая презентация книги состоится 12 октября в 17.00 часов в Москве, в книжном магазине «Библио-Глобус» на Лубянке.

Ольга Семёнова.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x