Ушел из жизни заслуженный деятель искусств России, академик Академии Российского телевидения, лауреат премий «ТЭФИ», «Овация», легендарный ведущий КВН Александр Масляков.
Предлагаем вашему вниманию одно из последних интервью, которое Александр Васильевич дал нашему обозревателю Елене Буловой на фестивале «Улыбнись, Россия!» во время вручения ему приза «За вклад в чувство юмора страны».
– Александр Васильевич, вы помните день, когда в телевизионный эфир вышла первая передача «Клуба веселых и находчивых»?
– Нет, конечно, именно тот день я не помню. Потому что КВН – это игра, а любая игра не сразу привлекает внимание. КВН ведь очень постепенно завоевывал внимание и набирал популярность. Должно было пройти какое-то время. Наша команда (команда Московского института инженеров транспорта, в котором я учился) тоже была приглашена участвовать в игре. Меня позвали, но я, честно говоря, поначалу струхнул и предпочел оказаться в числе болельщиков в зале.
– Но дальше жизнь сделала вираж, и вы вышли на сцену, став соведущим этой самой игры. Комедиограф Алла Сурикова считает, что хотя комедийный жанр и трансформировался за полвека, но смеемся мы по-прежнему над собой. А над чем шутили вы в КВН шесть десятилетий назад? И над чем вы шутите сегодня?
– Я бы сказал так: как живем, так и шутим – так было всегда. Что касается поводов для смеха, то тогда они были одни, сегодня другие. Кавээнщики всегда говорят о том, что происходит за окном сегодня. Поэтому зал и смеется. Тем КВН и жив.
– В советское время режиссерам самовыражаться мешала цензура. Сегодня в качестве цензора выступает телевизионное понятие «неформат». Как с цензурой обстоят дела в КВН?
– Разговоры, что цензура сегодня также сильна, как в те времена, когда КВН закрывали – это неправда. Сегодня шутить можно про что угодно, про кого угодно, при условии, разумеется, что шутка не становится оскорблением. Мы научились договариваться и с Первым каналом, и с командами. Основной «цензурой» выступает хронометраж передачи, мы ведь всегда снимаем больше, чем попадает на экран. Шутки стали короче, чем раньше, потому что изменился ритм самой жизни. На КВН существует саморедактура, есть редакторы, которые работают с командами – это в прошлом замечательные кавээнщики. Конечно, слово президента Клуба играет весомую роль, потому что на экране не должно быть базара. Но мысль, что я звоню в какие-то высокие кабинеты и советуюсь, может ли шутка прозвучать – полный бред.
– Кавээнщики – птицы шалые и вольные, подчас они и вас своим вниманием не оставляют. Как вы относитесь к шуткам про себя любимого?
– Ну, корона с моей головы от очередной шутки не упадет. Если шутка качественная, если она в тему, если работает на копилку передачи, то почему бы и нет?
– Более трех десятков лет вы вели программы «Алло, мы ищем таланты», «А ну-ка, девушки!», «Адреса молодых», вели репортажи с всемирных фестивалей в Софии, Гаване, Берлине, Пхеньяне, международные фестивали песни в Сочи, программы «Песня года», «Александр-шоу»… Как вы относитесь к славе?
– Я ведь оказался на экране еще в далеком 1964 году. И уже в те годы был очень популярным мальчиком. Так что я всем этим накушался. Количество передач, которые я вел (тут мне везло, чего я только не вел и что только на сцене за эти годы ни делал) сопоставимы разве что с количеством команд, которые прошли через КВН. Я даже сосчитать их не в состоянии. Так что я сегодня уже могу себе позволить избегать любой суеты вокруг своей персоны. Для меня гораздо важнее, чтобы в фокусе внимания находилось то дело, которому я посвятил всю свою жизнь.
Елена Булова.
Фото автора