Я не такая, я жду трамвая!

В 2024 году московский трамвай отмечает 125-летний юбилей: удивленные москвичи познакомились с новым видом транспорта 6 апреля 1899 года. Уже на следующий день толпа желающих проехать на звенящем чуде собралась на остановке первого регулярного маршрута.

На протяжении всей истории этого вида транспорта в городе эксплуатировалось несколько десятков моделей вагонов. Часть из них сохранились, их можно увидеть на параде трамваев. Трамвай – это не просто транспорт, это целый мир, наполненный  интересными сюжетами и прекрасными видами…

В Москве 7 сентября, в День города, прошел третий в этом году парад трамваев. Машины стартовали от улицы Сергея Эйзенштейна, доехали до Останкинского пруда и вернулись на площадку, где их с нетерпением ждали зрители – парад традиционно собрал много посетителей.

По традиции в параде приняли участие трамваи разных эпох – от самых первых машин с деревянным кузовом начала ХХ века: Ф («Фонарный»), Н («Нюрнбергский»), КМ («Коломенский моторный») и КП («Коломенский прицепной») до самых современных, напоминающих фантастические звездолеты.

Все желающие смогли осмотреть историческое достояние изнутри: потертые деревянные поручни, старенькие светильники и двери, закрывающиеся на засов. Интересно, что самыми распространенными в дореволюционной Москве были «фонарные» трамваи, они перевозили пассажиров в 1907-1959 годах. Сейчас это кажется нереальным – как вообще на таком можно было ездить? Деревянный кузов, 19 мест для сидения и скорость до 40 км в час – звенящая история на колесах. Кстати, фонарными эти вагоны назвали не из-за электрических фонарей, а благодаря остекленному куполу на крыше, в дневное время освещавшему вагон естественным светом.

Также интерес гостей парада вызвали знаменитые послевоенные вагоны МТВ-82, РВЗ-6 и еще недавно бегавшие по Москве «Татры». МТВ-82 москвичи в свое время называли «коробкой» из-за угловатого дизайна, а число 82 – это номерное обозначение завода в Тушине, где после войны начали их серийный выпуск. Всего таких вагонов сделали более 450. Эти трамваи ходили по Москве в 1947-1981 годах. Интересно, что кузов обшивали клепаным дюралюминием – таким же, что использовался при строительстве самолетов.

Зрители увидели и технические спецвагоны, которые не возят пассажиров, но обслуживают для них инфраструктуру: снегоочиститель, вагон-башня, предназначенный для обслуживания контактной сети, и другие.

Сегодня столичный трамвай – самый эффективный вид наземного транспорта по провозной способности. С 2017 года Москва получила более 500 современных трехсекционных и односекционных трамваев, парк вагонов обновлен на 95 процентов. В столице действует 35 трамвайных маршрутов, на которых по будням совершается около 700 тысяч поездок.

На выставке помимо исторических трамваев также были представлены автомобили из коллекций Музея гаража особого назначения ФСО России, Российской автомобильной федерации, автоспортивного общества «Наследие», автоклубов «Москвич» и «Волга М-21», а также возрожденного завода «Москвич».

Михаил Ковалёв.

Фото автора

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x