В текущем сезоне зрители увидят в театре сразу девять премьерных спектаклей. Об этом на сборе труппы рассказал художественный руководитель Евгений Марчелли. Вдохновленный успехом собственных «Бременских музыкантов», сам он собирается теперь поставить «Трех мушкетёров». Точное название постановке пока подыскивается, но уже известно, что в истории, основанной на романе Дюма, будет много музыки, вокальных номеров и танцев.
Среди знаковых премьер сезона на основной сцене – спектакль «Сны Городничего» по мотивам произведений Гоголя, к которому приступил Павел Пархоменко.
Андрей Кончаловский работает над шекспировским «Макбетом», при этом обещая вернуться и к чеховской «Чайке», которую уже ставил два десятилетия назад. Это будет своеобразное завершение разговора, начатого Кончаловским в чеховской трилогии «Вишневый сад», «Три сестры» и «Дядя Ваня», идущих много лет с успехом на моссоветовской сцене.
– Наблюдая за чеховскими героями в течение ряда вечеров в хронологическом порядке создания наших спектаклей, – комментирует Андрей Кончаловский, – зритель может прикоснуться к изменению хода мыслей самого Чехова об интеллигенции и к любопытным этапам его биографии.
Интерес, безусловно, представляет и постановка «Клопа» Владимира Дашкевича и Юлия Кима по пьесе Владимира Маяковского, за которую взялась Алла Сигалова.
– Это произведение Маяковского, – сказала Алла Сигалова нашему обозревателю, – сегодня читается необыкновенно современно. Думаю, что оно современно в любой исторический промежуток времени. Вспомните хотя бы успех «Бани» и «Клопа» – спектаклей, которые шли в советское время на сцене соседнего Театра сатиры. Ну, а когда текст Маяковского приправлен юмором и талантом двух таких столпов отечественной культуры, как Ким и Дашкевич, то тут уже ожидания зрителей и вовсе взлетают до небес. И наша задача – соответствовать им.
Среди премьер, запланированных на сцене «Под крышей», – «Монолог на двоих». Автором пьесы и режиссером выступает Андрей Максимов. Наш обозреватель из первых рук узнала, что пьеса рассчитана на двух артисток, в ней будет репетировать Марина Кондратьева, с которой Максимов уже работал в спектакле «Гроза прошла», а второй станет Ольга Кабо.
Зритель увидит также «Похищение эс» замечательного драматурга Петра Гладилина в постановке режиссера Татьяны Архипцовой. Выйдет спектакль Евгении Тикиджи-Хамбурьян «Машенька». Наконец, Сергей Аронин будет репетировать на этой площадке спектакль, название которого пока уточняется.
Готовит театр семь специальных проектов. Среди них один, посвященный 80-летию Великой Победы.
– Это будет «Нашествие» по пьесе Леонида Леонова, – говорит Евгений Марчелли. – Мы специально провели лабораторию для того, чтобы режиссеры молодые выразили свое желание поучаствовать в проекте. Они сначала писали свои разработки, потом у нас был питчинг, где они показывали работы. Уже шесть работ показали, зарисовки по целому акту сделали. Мы теперь должны из них выбрать одного режиссера, который будет работать над полным спектаклем.
Кстати, «Нашествие» на моссоветовской сцене в 1943 году поставил легендарный Юрий Завадский, 130-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. Завадский четыре десятилетия возглавлял Театр имени Моссовета, и многие возрастные артисты до сих пор называют театр «Театром Завадского». Среди них – Евгений Стеблов, получивший от коллег премию «За честь и достоинство». Вторую аналогичную премию получил Александр Голобородько.
В этом году на четвертом этаже театра открыт символический мемориальный кабинет, посвященный 130-летию со дня рождения Юрия Завадского. Символический – потому что настоящее место кабинета Завадского расположено там, где сегодня находятся цеха театра.
Кабинет находится за стеклянной стеной и дверями. Он имеет форму сцены, восходящей вверх, на вершине которой стоит подлинный стол Завадского. При этом пол выложен произведениями мировой литературы, что символизирует основу, на которую опиралось творчество режиссера. Из подлинных предметов сохранились плакаты, личные вещи Завадского, в том числе его очки, письменные принадлежности, фотографии его учителей и писателей, с которыми мастер работал. Перед кабинетом вынесен еще один стол, стоящий в окружении книг той эпохи. К нему может подойти каждый. На столе – старый литой черный телефон. Если снять трубку, то в ней можно услышать голос Завадского, который читает отрывки из «Евгения Онегина».
Вторая часть коридора четвертого этажа театра скоро станет кабинетом еще одного режиссера – Павла Осиповича Хомского, собственно и собравшего костяк ныне действующей труппы, отдавшего Театру имени Моссовета всю свою жизнь.
Елена Булова.
Фото автора