Каждый год на протяжении вот уже тридцати лет в Москве проходит масштабное мероприятие – международная выставка «ЭкваТэк» (EcwaTech). Первый раз она состоялась в 1994 году в Центре международной торговли на Красной Пресне.
За тридцать лет выставка сменила много площадок. Неоднократно менялись численность и состав ее участников. Если в первый год на ней было представлено 80 компаний, то в 2024 году – 460. Спустя пять лет к ней присоединилась еще одна выставка, нацеленная на сохранение экологии родного края, – «ВэйстТэк» (WasteTech). В 2020 году была учреждена престижная международная премия EWA (EcwaTech & WasteTech Awards). Ее удостаиваются предприятия, которые занимаются водно-канализационным хозяйством, управлением отходами и охраной окружающей среды.
Но один из ключевых партнеров выставки остается неизменным – АО «Мосводоканал», самое значительное и масштабное водное хозяйство города и страны, которое обеспечивает водой более 15 миллионов человек. На протяжении всех тридцати лет Мосводоканал формирует деловую повестку «ЭкваТэк». И каждый год в награду за свою деятельность получает диплом EWA с благодарностью.
На «ЭкваТэк-2024» стенд Мосводоканала занял почетное место сразу напротив входа на выставку, а его юбилейная конференция в день открытия продлилась почти пять часов. Доклады охватывали деятельность предприятия и вглубь, и вширь: история и современность, роль в городе и роль в водной отрасли всей страны.
Еще один юбилей: страницы истории
К двум юбилеям – выставке «ЭкваТэк» 30 лет, выставке «ВэйстТэк» 25 лет – добавим еще один. 220 лет назад, в 1804 году, был открыт для общего пользования московский водопровод. Отсюда «есть пошла» история Мосводоканала. В честь этого события на стенде в первый день открытия были две «исторические персоны» – Екатерина Великая и Фридрих Вильгельм Бауэр – тот самый, который разработал план создания московского водопровода. А на юбилейной конференции подробно рассказали его историю.
Вплоть до начала XIX века москвичи брали воду из наземных источников – Москвы-реки, Яузы, Неглинки, многочисленных ключей. Откуда брали – туда же и сливали использованную воду. После страшной эпидемии чумы 1771 года было принято решение построить самотечный водопровод от Мытищинских ключей к центру Москвы. Указом императрица выделила 1,1 миллиона рублей серебром – сумма по тем временам немалая, пятая часть бюджета огромной империи. Впоследствии Павел I выделил еще 400 тысяч рублей, Александр I – еще 200 тысяч. Только в 1804 году строительство первого московского водопровода было наконец завершено.
Мытищинский водопровод подавал питьевую воду не в дома, а в водоразборные фонтаны, установленные на всех крупных площадях города. Оттуда воду разбирали по домам и лавкам.
К началу XX века Мытищинские ключи совершенно истощились, и было принято решение использовать поверхностный источник – Москву-реку. Этим занялась Рублёвская станция водоподготовки, построенная в 1903 году.
Однако в 30-е годы XX века и она тоже перестала справляться с задачей. Москва-река сильно обмелела, ее можно было перейти вброд напротив Кремля – там, где сейчас стоит Большой Каменный мост.
И тогда было решено присоединить к московской речной системе еще и Волгу. Однако она находится за холмами, точнее, за Клинско-Дмитровской грядой. Перепад высот составляет 60 метров – прорыть канал такой глубины не представлялось возможным. Поэтому решили пойти другим путем: сделать пять каскадов насосных станций, которые поднимут воду на высоту 38 метров.
В 90-х годах ситуация коренным образом изменилась. Во-первых, в стране были введены нормы для тригалогенметанов – это вещества, которые образуются в воде при ее хлорировании. Во-вторых, прекратил существование ГОСТ «Вода питьевая» и ему на смену пришли СанПиНы. Это послужило толчком к масштабной модернизации всех городских станций водоподготовки.
Уникальность и современность
Методы подготовки воды во всем мире постоянно совершенствуются. И московский водопровод взял на вооружение ультрафильтрацию. На конференции сотрудники Мосводоканала рассказали об уникальном опыте применения мембранных фильтров.
Суть метода состоит в том, что вода под давлением проходит сквозь мембрану. Она задерживает макромолекулы и коллоидные частицы, но пропускает малые молекулы и ионы. Размер отверстий в мембране таков, что она задерживает даже вирусы. Размер пор мембран составляет 0,01 – 0,02 микрона, а размер вирусов – от 0,02 до 0,05 микрона. А вот все полезные вещества – ионы кальция и магния, микроэлементы, все то, что делает воду вкусной и полезной, – сохраняются.
Мембранные технологии применяются на Западной станции водоподготовки – это самый большой проект по ультрафильтрационному методу очистки воды не только в России, но и в Европе. Началась эта история в 2006 году, когда станция была пущена в эксплуатацию – тогда она еще была Юго-Западной.
Несмотря на то что мембрана очищает все, вплоть до вирусов, применять только ее для очистки оказалось нецелесообразным. В самом деле: если пропустить сквозь мелкопористую структуру мутную воду, то вся дорогостоящая сложная мембранная конструкция достаточно быстро забьется и придет в негодность. Поэтому на станции воду сначала отстаивают, озонируют, пропускают через ультрафиолетовые лампы, через слои песка и антрацита, обрабатывают аммиачной водой и гипохлоритом натрия. И только потом направляют на дополнительную очистку.
АО «Мосводоканал» использует модули, в которых находится множество – десятки тысяч – крошечных трубок. Каждый такой модуль размером почти со взрослого человека. Вода должна просочиться по узенькой трубочке сверху донизу, подтвердив справедливость поговорки «водичка дырочку найдет». Фильтрат пойдет в систему водоснабжения, а концентрат подлежит удалению – мембрану время от времени надо промывать.
Первоначально на блоке установили мембранные модули, в которых использовалось полое волокно на основе триацетата целлюлозы с размером пор 0,01 – 0,02 мкм. Но оказалось, что это вещество плохо переносит низкие температуры. Если вода в них подавалась температурой ниже 1 градуса Цельсия, мембранные волокна массово выходили из строя. Между тем в зимний период вода нередко бывает до 0,1 градуса – почти до точки замерзания.
Следующим этапом стали мембраны из полиэфирсульфона, эти блоки были установлены на станции в 2011 году и проработали 5 лет, до 2016 года. Вскоре после этого Юго-Западная станция водоподготовки стала частью Западной станции, ее 4-м блоком.
В 2016 году были установлены новые мембраны, изготовленные из смеси поливинилпирролидона и полиэфирсульфона. Срок гарантии у них пять лет, но уже в 2019 году Мосводоканал начал проводить испытания отечественных производителей. Испытания проводились на пилотном стенде и длились год – необходимо было охватить все времена года, включая весенний паводок и зимние морозы. Сейчас отечественные модули установлены на четырех технологических линиях.
– Анализ эффективности работы блока показывает, что сооружения, имеющие в своем составе озоносорбционную технологию и стадию мембранного фильтрования, гарантируют получение питьевой воды нормативного качества независимо от состояния водоисточника, – сказали представители Мосводоканала на пресс-конференции.
Эта информация может быть важна для многих российских городов, которые продолжают использовать опасный хлор для обеззараживания воды.
Вода и человек: технологии для клиентов
За годы работы Мосводоканал накопил колоссальный опыт по контролю качества воды в городе и по работе с клиентами, которым щедро делится с посетителями выставки «ЭкваТэк». Из-за своих масштабов Мосводоканал не имеет в стране аналогов, и поэтому ему неоткуда взять готовые решения той или иной проблемы.
Что, к примеру, делать с потоком звонков от клиентов? В день на горячую линию поступает свыше 1800 звонков – сколько же нужно человек, чтобы все обработать?
Для этого были введены роботы. Они идентифицируют клиента по номеру договора, фамилии и адресу, затем по ключевым словам понимают суть проблемы и выдают решение. Огромная очередь людей на горячей линии, дожидавшихся ответа, перестала существовать. Роботы обрабатывают 60 процентов клиентских звонков, больше половины.
Еще одно удобное решение – чат-боты в мессенджерах. Мосводоканал внедрил их везде: в «Телеграм», «ВКонтакте» и т. д. Чат-бот удобен тем, что клиенту не надо каждый раз заново представляться: он может продолжить уже начатый диалог.
Рассказали на форуме и о том, как контролируют качество воды по всему городу, – около 300 точек, где регулярно берут пробы. Есть еще точки контроля давления воды, их значительно больше, около 700.
Также рассказали о том, как ушли от использования жидкого хлора и перешли на безопасный гипохлорит натрия. Жидкий хлор в условиях мегаполиса – это достаточно большая опасность, ведь он поддерживает горение многих веществ и может взорваться при нагревании или в смеси с другими газами. Хлор даже может вызвать возгорание бумаги или дерева.
Гипохлорит же нейтрален. На станции водоподготовки обычно хранится достаточно этого вещества, чтобы обрабатывать воду в течение 15 дней.
Тщательность и еще раз тщательность
О том, насколько тщательно Мосводоканал подходит к своей задаче – контролю качества воды, – можно понять из истории с пестицидами. В конце девяностых годов Мосводоканал разрабатывал перечень показателей, по которым необходимо было регулярно мониторить воду. Была сформирована Рабочая программа, в которую вошел 161 показатель. В их числе были также и пестициды, рекомендуемые к контролю ВОЗ и считавшиеся приоритетными загрязнителями. Однако большая часть этих соединений запрещена к применению и в воде не обнаруживалась – ни в природной, ни тем более в питьевой.
Значит ли это, что пестициды вообще стоит исключить из мониторинга? Нет, ответили в Мосводоканале, рынок постоянно растет, их применение на водосборной территории — тоже, поэтому необходимо актуализировать перечень.
Работа была проделана огромная, потому что пестициды – это собирательный термин для огромного спектра веществ. К ним относятся средства для борьбы с клещами (акарициды), насекомыми (инсектициды), бактериями (бактерициды), высшими растениями (гербициды), грибами (фунгициды), моллюсками (ламициды). С паразитическими животными борются антигельминты. Есть даже отдельные вещества для тлей (афициды), гусениц (ларвициды). Также к пестицидам относятся вещества для удаления листьев с растений (дефолианты) и для обработки семян (протравители).
В 2004 – 2005 годах Мосводоканал провел гигантскую поисковую работу и выяснил, что на водозаборной территории применяется около 100 торговых наименований различных пестицидов. Вместе с талыми или грунтовыми водами с сельскохозяйственных угодий они попадали в водохранилища.
Следующим этапом работы стало разделение всего этого многообразия торговых наименований по действующим веществам и определение их устойчивости – насколько быстро они разлагаются в природной среде? Например, действующее вещество «глифосфат» может назваться зеро, глисол, раундит, глифос – и еще много других вариантов. Инсектициды с действующим веществом «циперметрин» могут называться циперкилл, шарпей, арриво, цимбуш и даже ципи.
Наконец, последним этапом стала работа по выявлению этих веществ в природных водных объектах. И результаты показали, что их нет! Несмотря на то что пестициды очень широко применяются, особенно в Дмитровском, Истринском и Можайском районах, в воде их обнаружено исчезающе мало. Пестициды быстро осаждаются в иле или усваиваются обитателями водоемов. Даже устойчивые соединения на поверку оказались не такими устойчивыми.
Словом, была проделана большая и тщательная работа, итогом которой стало исключение большинства пестицидов из мониторинга.
Сейчас Мосводоканал работает по программе, содержащей более 200 показателей, по которым проверяется качество воды. В список вошли лекарственные препараты, расширен контроль за микроорганизмами, более тщательно учитывается содержание в воде вирусов. Этот объем полностью перекрывает требования обязательного контроля по всем нормативам.
Яна МАЕВСКАЯ.