Михаил Левитин: Все это было, было и прошло, как обещал царь Соломон (16+)

В Московском театре «Эрмитаж» состоялась премьера спектакля «Веселая женщина» (16+).

Комедия о Елене Петровне Блаватской поставлена по пьесе драматурга Михаил Левитина-младшего его отцом, художественным руководителем «Эрмитажа», дважды лауреатом премии Москвы режиссером Михаилом Левитиным.

Спектакль этот не столько о судьбе самой Елены Петровны, чья биография давно уже обросла легендами и домыслами. Спектакль этот о тех людях, которых общество, не понимая, принимает за «баронов Мюнхгаузенов», они вываливаются из своего времени нетривиальным способом мышления, парадоксальностью поступков, идущих вразрез с общепринятыми канонами.

Этот спектакль – о людях, способных генерировать сумасшедшие идеи, способных работать в экстремальных условиях, о художниках, своими умозрительными фантасмагориями развлекающих современников. Причем современники эти далеко не всегда отвечают на это благодарностью.

1849 год… Тифлис. В роскошном старинном доме в самом центре города живет ортодоксальная грузинская семья. Здесь трепетно берегут память о предках, оставивших свои руки, ноги и головы на полях сражений за Отечество. Здесь за столом поют «Боже, царя храни», а в шкатулке хранятся многочисленные ордена – главное украшение семейной родословной.

Здесь всем заправляет властолюбивая и грозная бабушка Елена Павловна Фадеева, урожденная княжна Долгорукая (артистка Дарья Белоусова) – настоящий фельдмаршал в юбке, перед которым по струнке ходят все без исключения члены семейства, независимо от пола и возраста. (Представителей клана играют артисты Александр Иванков, Пётр Кудряшов, Владимир Дмитриев, Алла Черных, Ким Кошева, Евгений Фроленков, Ирина Качуро).

Для бабушки, не в меру деспотичной, любая соринка у чужом глазу, бросающая тень на безупречную репутацию семьи Фадеевых, – серьезный проступок, требующий ее немедленного личного вмешательства. От такого вмешательства любому не поздоровится, проверено неоднократно! И поэтому домочадцы ведут себя  тише воды и ниже травы, то есть «прилично и подобающим образом».

Все-все. Кроме одной-единственной девочки – молоденькой Лёли (Марина Глянц), будущей Елены Петровны Блаватской. Ее присутствие в доме буквально изводит бабку: с утра до ночи урожденная княжна Долгорукая с ужасом прислушивается в любому шороху, доносящемуся из комнаты Лёли, с подозрением выглядывает в окна, заслышав Лёлин голос на дворе. Ведь каждая Лёлина выходка отрицает устоявшиеся каноны и нарушает блаженное мрачное равновесие в доме. Бабка уверена, что будущее разбойницы Лёли – это жизнь под забором, как у свиньи. И только так!

Самое лучшее в этой ситуации – избавиться от Лёли побыстрее. Но как сделать это прилично? Например, можно выдать замуж молоденькую внучку за дряхлого старика Блаватского, вице-губернатора Эривани, да так, чтобы молодая чета немедленно уехала бы подальше от родового гнезда Фадеевых.

«Если бы бабушка меня любила, то разве поступила бы так она со мной?!» – в сердцах восклицает новоиспеченная разгневанная жена, которую престарелый муж довел из церкви домой и тут же  заснул, проспав до рассвета следующего дня.

Обиженная Лёля пускается в бега. Все невероятные и захватывающие события, которые далее с ней происходят, то ли правдивые, то ли выдуманные, поданные в пересказе главной героини, постоянно вызывают в зрителях желание залезть в интернет: было или нет, исторический факт или вымысел?

И не удивительно: Елена Петрована Блаватская внезапно обнаружившимися в ней сверхспособностями буквально попирает законы мироздания. Ей (в данном возрастном промежутке Блаватскую играет актриса Екатерина Тенета) становится глубоко наплевать на открытия Архимеда и Ньютона, она словно насмехается над законами термодинамики и высмеивает гравитационное поле Земли. Чего стоит одна только способность Елены Петровны материализовать живого человека в комнате, в которой находится сама. Или способность написать мысленно депешу государю, да так, что на нее приходит от заинтересованного государя вполне материальный ответ вместе с нарочным курьером уже через несколько дней.

В рассказах о приключениях и «послужном списке» Блаватской – совершенно необыкновенные истории. Например, та, в которой она, сбежав из дома, несколько лет работает в константинопольском цирке наездницей («Деньги были нужны, не на панель же было идти!»). Та, в которой конь упал и задавил ее насмерть, но с того света Елену Петровну вытащил громадного роста индус по имени Мория, ставший ее гуру, открывший Блаватской ее предназначение. Благодаря ему  она во время своей болезни проникается любовью к Индии, шамбалическими идеями свободы, равенства и братства. Об этом событии в спектакле говорится вскользь, но именно оно, видимо, и запускает цепочку необыкновенных дальнейших приключений Блаватской, в которых проявляются  открывшиеся в ней сверхспособности.

Биография Елены Петровны в спектакле пестреет совершенно необыкновенными фактами: она  рассказывает, как давала фортепьянные концерты в Англии и Париже (хотя до этого в семье все были убеждены в отсутствии у нее музыкальных данных). Она с триумфом поет на оперной  сцене Ла Скала несколько лет, и сербский бас Митрович, в программке указанный как «тоже муж» (артист Павел Мамонов), – тому живой свидетель.

Она рассказывает, как с вместе Гарибальди брала Рим. И то, как взяла в плен держащего в напряжении всю Россию представителя кавказских горцев Шамиля (Хетаг Гасиев/Батраз Засеев), которого несколько лет никак не могли поймать русские офицеры. Ну, потому, что «инстанции должны дать реляции», но ведь никто не хочет взять на себя ответственность…

Необыкновенные события в жизни Блаватской пересыпаны меткими ироничными авторскими ремарками, не утратившими своей актуальности и по сей день, полтора века спустя.  Ну, например, чего стоит одно только наблюдение: «Пес умнее, чем многие наши чиновники, так как может по команде устоять перед лакомством. А покажите мне чиновника, который может устоять перед тем, что лежит перед самым его носом?!»  Не в бровь, а в глаз. Особенно если заглянуть в информационные газетные сводки последних недель.

Многие события спектакля поданы глазами ребенка Серёжи Витте – двоюродного брата Блаватской и будущего председателя Совета министров России. Такой ход рождает большую степень свободы для режиссера и возможность многие вещи представить парадоксально.

Вообще Михаил Левитин очень тонок при подходе к данному материалу, он не навязывает нам абсолютно никаких собственных оценок и не вдается в философию Блаватской, за что ему – отдельное спасибо!

Тем более что драматург спектакля Михаил Левитин-младший весьма иронично и честно сообщает зрителям уже перед началом спектакля в программке: «Я прочитал три тома ее сочинений, я посмотрел кучу фильмов о ее жизни, я познакомился с мемуарами большинства ее современников (как почитателей, так и противников), и ничего, ровным счетом ничего в ней не понял!»

Так что нам, зрителям, предоставлено право самим разбираться, кем по большому счету была Елена Петровна: сумасшедшей, шарлатанкой или гениальной женщиной с неординарными способностями? В любом случае в энциклопедии мира она вошла как философ, религиовед, писатель, оккультистка, основательница Теософского общества и как одна из самых ярких и загадочных представительниц слабого пола не только российской, но и мировой истории.

Напоследок  хочется заметить, что в этой замечательной комедии отдельной похвалы требуют декорации Гарри Гуммеля (Германия), танец Шамиля в постановке Батраза Засеева и Ирины Вакариной и музыка Джойса, Вагнера, Пифке, Дунаевского, Россини, Верди, записанная специально для спектакля в исполнении Государственного симфонического оркестра России имени Светланова на «Мосфильме».

Елена Булова.

Фото автора

Добавить комментарий