Как лечили наших прабабушек

Врачи Филатовской детской больницы создали музей Здоровья Детей

Н. П. Шастин проводит экскурсию для детей

– Это очень старый, простой и удобный прибор для определения уровня гемоглобина в крови. Им пользовались и сто лет назад, кое-где изредка применяют и сейчас, – хранитель коллекции доктор Николай Павлович Шастин держит в руках непонятное приспособление, состоящее из трех пробирок, – вот сюда, в кровь, взятую у пациента, добавляется немного соляной кислоты, затем воды, и по получившейся цветовой гамме врач определяет содержание гемоглобина в крови. То есть медики в этом случае должны быть еще и хорошими колористами. Правда, им приходится иметь дело только с оттенками красного.

Экспозиция музея – гемометр

Гемометр (именно так называется этот прибор) не единственный экспонат в коллекции музея Филатовской детской больницы. Есть тут и медицинские инструменты более ранние – стетоскопы XIX века (трубки точь-в-точь как у доктора Айболита), рыжие резиновые катетеры, приспособления для сматывания бинтов (трудно поверить, но когда-то бинты стирали и использовали несколько раз), изысканные аптечные пузырьки начала ХХ века, больше похожие на ­парфюмерные…

Экспозиция музея – стетоскопы XIX века

Николай Павлович Шастин начал собирать свою коллекцию много лет назад. Он потомственный врач, дома хранились медицинские инструменты его прадеда Павла Николаевича Шастина – известного советского медика, который, по сути, был организатором здравоохранения в Монголии. Так что все началось с семейных реликвий, а позже коллекция стала пополняться не только медицинскими инструментами, но и экспонатами, с медициной связанными. Николай Павлович показывает более ста лет хранящуюся в детской больнице им. Н.  Ф. Филатова литографию французского художника Андриана Баррера – карикатуру на профессоров медицинского факультета Парижского университета начала ХХ века и копию эскиза Ильи Репина. Эскиз вполне может быть иллюстрацией к рассказу «Попрыгунья» А. П. Чехова, где врач, очень похожий на доктора Дымова, делает ребенку трахеотомию.

Литография Андриана Баррера
Копия эскиза Ильи Репина

В разделе экспозиции, посвященном быту русской семьи XIX века, воссоздана часть крестьянской избы с подвешенной к потолку люлькой. Здесь можно покрутить ручку старинной мельницы – на таких матери того времени мололи зерно для своих младенцев. Перемолотые зерна завязывали в тряпочку и давали сосать детям, чтобы те успокаивались, – такими были первые «соски».

Экспозиция музея

Ну и конечно же, на стендах много старинных портретов и фотографий XIX – начала ХХ века замечательных людей, благотворителей, которые имели непосредственное отношение к появлению и становлению больницы.

Первое здание Филатовской больницы на Малой Бронной улице

«У Филатовской богатейшая история, ей уже 181 год, – рассказывает Николай Павлович (из этих 180-ти он полвека проработал здесь). – Это первая детская больница в Москве и третья в мире после Парижа и Санкт-Петербурга. Примечательно, что она была создана по инициативе самих врачей, поднявших на ноги общественность из-за ужасающей детской смертности – в начале XIX века до года доживала только половина родившихся младенцев. Московский генерал-губернатор Дмитрий Голицын поддержал инициативу медиков и организовал сбор средств среди московских меценатов. Сначала больница находилась на Малой Бронной, на Садовое кольцо она переехала только в 1887 году, когда братья Щербатовы, в память о свой матери княгине Софье Щербатовой, передали городу ее имение. Поэтому больница в то время называлась Софийской. Тогда же на этой территории были построены амбулатория, трехэтажный корпус с просторными палатами и церковь по проекту известного архитектора Александра Каминского».

Дом Протковой
Экспозиция музея

О Филатовской детской больнице и ее почти двухсотлетней истории Шастин может говорить часами. Клинике принадлежат сразу три охраняемых объекта культурного наследия. Корпус 3А – то самое имение Софьи Щербатовой, по преданиям в зале этого корпуса мог танцевать на балах Александр Сергеевич Пушкин, а сама княгиня Софья (в девичестве Апраксина) стала прототипом Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин». К охранным объектам относится и вековой сад Филатовской, который два года назад пережил реновацию и сейчас утопает в гортензиях. Третий исторический объект – дом Протковой начала XIX века. Это одно из пяти деревянных зданий, которые уцелели в Москве во время пожара 1812 года. В начале ХХ века в доме жили главные врачи больницы, а сейчас тут находится музей Здоровья Детей, созданный по инициативе сотрудников. Каждую среду в музее проходят Камерные вечера, на которые может прийти любой желающий. Здесь можно послушать лекции об истории больницы, о становлении детской хирургии и педиатрии, о первом педиатре страны Ниле Фёдоровиче Филатове, о член-корреспонденте Академии медицинских наук СССР ­Сергее Дмитриевиче Терновском, академиках Вячеславе Александровиче Таболине и Юрии Фёдоровиче Исакове, об ортопеде Вахтанге Панкратьевиче Немсадзе, к которому когда-то везли больных из всех городов Советского Союза, и многих-многих других выдающихся врачах, тоже связавших свою жизнь с Филатовской детской больницей.

Музыкальный вечер в доме Протковой

Бывают в доме Протковой вечера и литературно-музыкальные, на которых ученики великих предшественников – нынешние врачи Филатовской исполняют романсы и читают свои стихи. А еще тут показывают фильмы на медицинские темы с комментариями специалистов, они рассказывают о том, что в кино приукрашено, что недосказано, а что похоже на правду. Ну а в завершение каждого вечера посетители могут осмотреть коллекцию музея и ­узнать, как когда-то лечили их прадедушек и прабабушек…

Анна Федотова.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x