Невероятные похождения бюджета в России

В Думе началась законодательная штурмовщина. Вместе с первым чтением бюджета обильно посыпались правительственные законопроекты. Параллельно в последние дни перед бюджетом надо принять бюджетообразующие налоговые законы. Председатель комитета СФ по бюджету Анатолий Артамонов передал замминистра финансов Алексею Лаврову замечание Валентины Матвиенко, а с ней не поспоришь. Не здорово, когда в одном законе десятки поправок и про нефть, и про пенсионеров.

госдума, фото Ольги Давыдовой

Зампред СФ Николай Журавлев единственный в парламенте догадался спросить, все ли прошли налоговые законы? Статс-секретарю Алексею Сазанову пришлось признаться, что Минфин ведет еще какие-то переговоры с бизнесом в сторону улучшения. Он утверждал, что возможные поправки на бюджет не повлияют.

Статс-секретарь учился на ВМК и сам знает, когда говорит абсурдные вещи. Но зампреду СФ проще сделать вид, что поверил. Независимый депутат Госдумы Оксана Дмитриева на своем примере доказала, что абсурд опровергнуть невозможно. В бюджете она нашла сразу два абсурда – вложение средств Фонда национального благосостояния в иностранную валюту и одновременно направление средств самому себе в долг. Содержательный аргумент против поправок Дмитриевой в том, что средства ФНБ вкладываются в юани, а не в доллары и евро. Вопрос касается права России выйти из неоколониального формата бюджета.

Спор возник на пленарном заседании Думы во вторник, 22 октября, при обсуждении традиционного законопроекта об особенностях исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в следующем году. Законопроект правительственный. Основу действующей системы колониального бюджетирования ввел еще Михаил Касьянов, даже не Алексей Кудрин. Депутат Евгений Фёдоров говорил, пока его не выключили, что это контрибуция за проигрыш холодной войны. Зачем Андрей Макаров лезет не в свое дело и кого он защищает от одинокого женского голоса в палате, не очень понятно. Мог бы без спора перепасовать вопрос Минфину.

Аргументация Макарова оказалась короткой и емкой: «У нас есть и другие страны, с которыми мы работаем. Наконец, например, юань является определителем кросс-курса, по которому идут дальше сделки, там, где эти страны уже торгуют за доллары, за евро. Если этого не будет, каким образом мы это будем делать? Каким образом будем определять?

Но это теоретический спор, а наши теоретические споры уже давно надоели депутатам, поэтому я ограничусь одним замечанием, а именно: мы сейчас рассматриваем особенности исполнения бюджета 2025 года, это не временная норма, она не вносилась и не вносится, это постоянно действующая норма Бюджетного кодекса. И, наверное, для того, чтобы менять постоянно действующую норму, которая касается того, что такое ликвидные активы Фонда национального благосостояния, а речь идет именно о ликвидных активах, и все вот сейчас мы рассматриваем бюджет, заинтересованы в том, чтобы ликвидная часть активов только нарастала, она нам будет очень нужна, я думаю, что вот так вот поправками просто менять эти фундаментальные вещи, наверное, неправильно».

Конец цитаты.

Дмитриева ответила вполне достойно и грамотно: «Хочу сказать человеку, который стоит на трибуне: отсутствует элементарная теоретическая база в области экономики, что обеспечение валютной ликвидности не является функцией бюджета, бюджетные расходы и налоговые доходы не могут использоваться на эти цели точно так же, как не могут использоваться такие огромные средства всего-навсего для определения кросс-курса. У Центрального банка есть очень много других инструментов для получения валютной ликвидности, в том числе – обязательная продажа валютной выручки».

По поводу своей второй поправки Дмитриева пояснила: «Это вообще полностью абсурд, когда предлагается собственные доходы Фонда национального благосостояния вкладывать в собственные же ценные бумаги. То есть, самим себе давать в долг. То есть, один карман дает в долг другому карману. То есть, это вообще полностью абсурдная ситуация, кто непонятно кому должен оплачивать расходы по обслуживанию долга и платить за это купоны. То есть, ну здесь вообще сказать нечего, когда Фонд национального благосостояния вкладывается в собственные ценные бумаги. То есть, у нас есть деньги, мы выпускаем ценные бумаги и сами свои же деньги вкладываем в эти бумаги. То есть, эту операцию даже не описать».

Конец цитаты.

«Макарова может обидеть каждый, в данном вопросе – нельзя. Не голосуем, коллеги. Что тут объяснять? Что?» – сурово одернул Дмитриеву председатель Вячеслав Володин. На мой взгляд, председатель, по сути, неправ, Макаров сам кого хочешь обидит. Чтоб этого лишний раз не произошло, Володин взял инициативу на себя и не дал Макарову высказаться по второй поправке Дмитриевой.

Увидев результаты голосования, Володин спросил: «Оксана Генриховна, вы воздержались? Вы воздержались. Спасибо вам за позицию. Вы теперь понимаете, что только наша страна живет в демократическом поле. Нет нигде демократии. Вы, как демократ начала 1990-х, должны это признать и, понимая это, беречь Макарова и демократию в нашей стране. Спасибо вам. Вот дискуссия, вот, пожалуйста, это уже другой ее качественный уровень. Никто не посягает на целостность страны и основополагающие права наших граждан».

Конец цитаты.

Вкладывать нефтегазовые доходы в юани ничуть не лучше, чем в доллары. Больше будет у Вашингтона соблазна давить на Пекин. Прошлый опыт не позволяет верить информации исполнительной власти на тему размещения суверенных активов. Сначала они были вообще нигде, и вроде бы уплыли черным налом за океан. Потом оказались на депозитах внутри страны. Был момент, когда Алексей Кудрин отрицал вложения в США и затем оправдывался за них. Вечный туман клубится над долей золота в золотовалютных резервах.

Замена Кудрина на Силуанова очень обрадовала Дмитриеву, новый Минфин говорил честно, без фантазий. Прозвучавшие в Думе слова Оксаны Дмитриевой на вес золота, и Володин это прекрасно знает. Как и то, что решение на уровне стратегии страны не принято. Поэтому надо сохранить обоих спорщиков с мандатом. Ясности на горизонте пока не видно, когда наступит час прозрения: вкладывать доходы можно только в развитие собственной страны, строительство заводов, дорог и жилья, образование и науку.

В любом случае обязательно наступит момент, когда инвестиционное жилье, банковские прибыли более трех триллионов и ветшающие доллары в загашниках граждан в сумме около 15 триллионов рублей обратятся в черепки как в сказке «Золотая антилопа».

Генеральная задача бюджета России состоит в эквилибристике баланса. С одной стороны – удовлетворение минимального жизнеобеспечения производства и населения. С другой стороны – ненасытная алчность усыновленного Россией в девяностые кукушонка глубинного государства. Сказка страшная, но не очень. Чудо-юдо росло-росло, и из розового поросеночка, перестройки подарочка, выросло в свирепого вепря.

Ну хорошо, простыми словами. Генеральная задача бюджетирования в России совсем не в создании Утопии на базе России. Россия – страна безумно богатая. Чтобы сделать из русской Утопии Антиутопию, на это тратятся невероятные силы, средства и мыслительный процесс, как бы еще нагадить и через это сделать Америку снова великой.

Ни Минфин, ни думский комитет по бюджету от стыда не сгорели, сохраняя бюджетное правило. Остается инструмент наполнения пресловутой кубышки, хотя слово это из употребления вышло. Чтобы компенсировать изъятия из экономики, производятся заимствования. Рассолы на обслуживание долга растут и опять же накачивают изъятия для омертвления ресурсов.

На первый план изъятий из экономики России вышла ключевая ставка Банка России. Наверное, глава ЦБ Эльвира Набиуллина точно знает, как связана ее ключевая ставка с ростом цен и где, собственно, производится ценообразование для России. Оно, естественно, связано с ключевой ставкой. Только не так, как говорит Набиуллина. Цены и ставки растут параллельно, иначе смысла нет для авторов проекта. Задушить Россию очень трудно, тут надо широким фронтом давить. Для России цены регулируют так же, как и ставку. Но если на ставку изнутри страны влиять пока нельзя, то ценообразование можно шантажировать с двух сторон. Есть демпинг, играть которым стало невыгодно. И есть западный вариант войны отраслей, внутри которых поставщики повязаны картельным сговорами. На днях пошла в атаку молочка с маслом. Продолжают яйца. В прошлом была гречка. Вот этот продукт никто кроме россиян не потребляет.

В числе поставщиков и сетей в России особенно много иностранных собственников, которые держат страну буквально в тисках. На них, конечно, подействовал пример платежных систем США, которые попытались шантажировать Россию и лишились рынка. В спорах созданный бюджет-2025 обслуживает не столько СВО или социальные обязательства, сколько изъятия пятой части в банковскую систему, этакий финансовый люфт-клозет для России. Упавшее туда использовать уже невозможно. Хотя был случай в Гарварде, когда студенты намазали этим перила для преподавателей.

Под давлением доходы бюджета России парадоксально растут. Тут может не быть прямого влияния от падения мировой экономики. Закон Ломоносова-Лавуазье работает косвенно. Акция «пандемия», как теперь выясняется, не только стимулировала жизнестойкость России, но и обнулила экономические циклы Кондратьева и далее более мелкие. Идея «Остановить капитализм» поставила всех в равные условия. А в равных условиях выигрывает Россия.

Ни один из тормозов бюджета не разморожен, а бюджет парадоксально растет. Сохраняется не только Банк России не для России, но и Минэк. Хватается за все, чтобы, по выражению председателя бюджетного комитета Андрея Макарова, в министерстве не было безработицы и все департаменты сохранились. Не главная причина, но пнуть ослабшего вепря приятно.

Ценообразование в России строится иначе, по сравнению с теми же США. Тут проблема дефицита суверенитета, а он у нас в голове. Рынка со свободной конкуренцией нет нигде. В США цены, как и все остальное, становится продуктом борьбы центров силы за влияние. В России, наверно, те же центры – силы одинаковые.

Ситуация любопытная.

Самый спорный законопроект оставили на самой конец повестки. Правительственный документ о продлении концессий. Все выступающие говорили, что делать этого нельзя. Все равно бюджет оплатит все аварии, зачем отдавать деньги на прибыль концессионера? Всего 12% концессий имеют инвестиционный характер, остальные ничего не делают. Аргумент защитников разгосударствления – у бюджета нет денег на ЖКХ.

На такой случай есть истина: скупой платит дважды.

О концессиях высказывались неодобрительно и Вячеслав Володин, и Ирина Яровая. Но кто-то из глубины чужого государства оказался сильнее. Если бы не Ирина Яровая, в России поменяли бы электорат на мигрантов, как в США. На пленарном заседании во вторник, 22 октября, Яровая провела через первое чтение оставшиеся три из пяти законопроекта по борьбе с нелегальной миграцией.

Первым в повестке вторника принят в первом чтении законопроект о запрете передачи экзамена по русскому языку для иностранцев третьим лицам. Ирина Яровая сообщила, что по итогам проверки прокуратуры вскрылись нарушения даже в Институте русского языка. Посредники принимали экзамены, не несли ответственности и не платили в бюджет. Многомиллиардный рынок. Законопроектом вводятся два императива. Устанавливается закрытый перечень организаций по приему экзаменов и запрет передачи посредникам.

Собственное расследование Яровой показало, что принимают экзамены совсем не образовательные организации, но их фиктивные сотрудники в паспортно-визовых центрах. Например, РУДН без филиальной сети оказался причастным к экзаменам в 77 регионах. Рособрнадзору даны полномочия разработки КИМ, и методологии Яровая намерена требовать от правительства соблюдения закона. Она предложила Думе к третьему чтению законопроекта принять постановление о депутатском видении организации экзамена. Число организаций по приему экзамена уже сократилось в четыре раза. Появилась фиксированная сумма за экзамен, и в пять раз увеличились поступления в бюджет. Аннулирование ранее выданных документов реализуется МВД.

Приняты в первом чтении еще два законопроекта по борьбе с нелегальной миграцией. Вводится внесудебная блокировка информации по ее организации. Наказание юрлиц за подделку документов повышается в двести раз – до 10 млн с конфискацией оборудования. За повторное правонарушение – повышение в 600 раз до 60 млн.

На том же заседании принят закон о повышении МРОТ с 1 января 2025 года на 16,6% – до 22 440 рублей в месяц.

Лев Московкин.

Фото Ольги Давыдовой

госдума, фото Ольги Давыдовой
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x