Когда этих клавиш коснулась рука: первый фестиваль «Кино и музыка» подвел итоги

Символическим хлопком гигантской кинохлопушки на сцене Тульского государственного концертного зала завершил работу Первый открытый российский кинофестиваль «Кино и музыка».

Церемония закрытия фестиваля

Фестивальная неделя пролетела стремительно и вместила в себя множество важных мероприятий – кинопросмотры и научную конференцию, концерты и творческие встречи, мастер-классы и специальные показы. На протяжении всех семи фестивальных дней киномузыка в Туле царила безраздельно.

Губернатор Тульской области Дмитрий Миляев и президент фестиваля Алла Сурикова

Прицельное внимание любого смотра всегда отдано конкурсной программе.

Гран-при в этом году получила картина Михаила Местецкого «Год рождения», музыку к которой написал композитор Кирилл Белоруссов.

Кирилл Белоруссов и Михаил Местецкий

– Этот фильм, – комментирует выбор жюри кинокртитик и педагог Сергей Лаврентьев, – представляет собой настоящий бриллиант, за него жюри проголосовало единодушно. Остальные картины тоже были хорошие, но тут каким-то чудесным образом соединились великолепная музыка, точная режиссура, интересная тема, хорошие актерские работы.

Картина рассказывает о молодом мечтателе, носителе диких и утопических идей. Парень твердо намерен провести крупнейший в мире музыкальный фестиваль в родном городке Металлогорске. Маячащая на горизонте взрослая семейная жизнь не может развернуть героя в сторону реальности. Но, когда суровая реальность все-таки берет свое, в Металлогорске начинают происходить чудеса.

– Авторское кино, – говорит корреспонденту  «МП» режиссер Михаил Местецкий, – всегда стартует с личных проблем, которые не хочешь решать в кабинете у психолога, и потому решаешь их с помощью продюсерских денег и постановки фильма. Как только кино снято, часть проблем исчезает и переходит в разряд баек, это проверено. Для нас с композитором Кириллом Белоруссовым кино – способ свое музыкальное хобби перевести в профессиональное русло.

– Так и есть, –  соглашается композитор Кирилл Белоруссов, – раз консерватория  нашу музыку не играет, то она ведь может звучать в нашем кино.

В этом Кирилл Белоруссов по иронии судьбы в чем-то повторяет путь своих выдающихся предшественников, советских композиторов. Которые,  по словам великого Владимира Дашкевича, в свое время тоже «не могли пробиться, и не пробились бы, если бы не кино».

–  Огромное количество талантливой музыки Микаэла Таривердиева, Исаака Шварца, Александра Зацепина никто бы просто не узнал без фильмов, – рассказал накануне фестиваля «МП» Владимир Дашкевич. – А ведь у них, кроме музыки для кино, были серьезнейшие произведения, которые зритель никогда ранее и не слышал.

Влад Фурман, Алла Сурикова, Максим Дунаевский

Композиторы Владимир Дашкевич и Максим Дунаевский на фестивале стали обладателями почетного приза за выдающийся вклад в киномузыку. Владимир Дашкевич не смог, к сожалению, приехать, но его приз повезет другу в Москву замечательный музыкант Юлий Ким.

Кроме фильма «Год рождения», в Основном конкурсе на фестивале было представлено еще 14 картин. А всего в Туле и Тульской области было показано на 35 площадках более 60 фильмов – игровых, документальных, анимационных и короткометражных.

В Концертном зале церемонию закрытия провели виртуоз-саксофонист Вероника Кожухарова, которую зрители знают по фильму Аллы Суриковой «Любовь и сакс»,  и популярный спортивный комментатор Дмитрий Губерниев.

Дмитрий Губерниев

Премию  «За яркий актерский вклад в киномузыку» получил  народный артист РФ Игорь Скляр («Мы из джаза», «Берегите женщин», «Дети понедельника»).

Артист спел песни «Петербург» и любимое зрителями «Комарово». Ему подпевал весь зал.

Еще одной премии «За выдающийся вклад в киномузыку» был  удостоен художественный руководитель Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей Скрипка. При непосредственном дирижировании Маэстро оркестр записал музыку более чем к тысяче картин.

Сергей Скрипка назвал нынешний  фестиваль «очень нужным и важным». Корреспонденту «МП» удалось узнать у известного дирижера, что же сегодня происходит в российской киномузыке, с его точки зрения.

– Чтобы понять, что происходит с музыкой в современном кино, – сказал Сергей Скрипка, – надо увидеть общую ситуацию в культуре. Раньше у нас была преемственность в воспитании и обучении, в школе детей воспитывали на одних и тех же учебниках, объясняли одни и те же вещи. То есть в нас некий культурный фон был заложен. А сейчас я выясняю, что молодые люди не знают таких вещей, которые просто нельзя не знать. Чем советское кино отличается для меня от современного? Прежде всего тем, что оно было о человеке, которого я лично знал, этот человек не был оторван от реальности. И это кино отличалось очень хорошей, качественной оркестровой музыкой. А возможным это было потому, что в советское время существовали музыкальные редакторы, которые входили в съемочную группу и включались в процесс с самого начала: читали сценарий, советовались с режиссером, у каждого была огромная обойма композиторов, и они представляли, какой композитор больше всего подойдет данной картине. Они-то и договаривались с этим человеком, он приносил эскизы, играл их  режиссеру, музыкальному редактору. Те в свою очередь с чем-то соглашались, что-то меняли, потом готовили запись. Понимаете? Шла отлаженная, четкая,  пошаговая работа. А потом после развала СССР первым сократили именно институт редакторов, в том числе и литературных. И с этого момента в кино начался беспредел. Музыку стали писать люди, которые не просто нот не знают, которые вообще непонятно почему оказались рядом с кино. Такой человек, видимо, когда-то режиссеру сыграл два аккорда на гитаре за столом в пьяной компании, и вот уже режиссер берет его на фильм как композитора. Потому что сам ничего не знает и, главное, не хочет знать. Вот почему этот фестиваль, где музыку в фильмах оценивают профессиональные композиторы, сегодня так важен, актуален и мне лично очень дорог.

Кстати, подобные вопросы широко обсуждались и в рамках деловой программы фестиваля, на творческой конференции «Киномузыка. Проблемы и перспективы», которую провел генеральный директор фестиваля, организатор кинопроизводства, руководитель упраздненного много лет назад Госкино России, заслуженный деятель искусств РФ Александр Голутва. Вопросы на конференции стояли самые острые. Участники пытались выяснить, какова сейчас вообще музыка в кино и насколько велика, если сравнивать с прежними годами, роль композитора в создании картин. Настолько сильны технические обстоятельства, вытесняющие сегодня композиторов из творческого процесса (то же использование искусственного интеллекта), и как поднять престиж профессии композитора.

Генеральный директор фестиваля Александр Голутва

Много о музыке рассказал в рамках фестиваля подрастающему поколению президент Гильдии кинорежиссеров России, дважды лауреат Государственной премии России Николай Лебедев («Легенда 17» «Апостол»). Он представил свой фильм «Звезда» в Тульском суворовском военном училище. Увидели картину и курсанты Первомайской кадетской школы имени маршала Чуйкова.

Николай Лебедев на церемонии закрытия

Для Николая Лебедева стало неожиданностью то, что кинофорум решил отметить музыку к его ленте «Нюрнберг» (хотя она и не входила в конкурс) специальным призом. К «Нюрнбергу» музыку написал великий Эдуард Артемьев, и награду за ушедшего из жизни отца получил сын – тоже композитор Артемий Артемьев.

Елена Руднева, Владимир Алеников, Татьяна Рыбкина

Кроме бесед с Лебедевым, в Туле прошли встречи и мастер-классы зрителей с Аллой Суриковой, Владимиром Алениковым, Борисом Львовичем, Владом Фурманом, киноведом и педагогом Сергеем Лаврентьевым. Состоялись большие концерты композиторов Максима Дунаевского, Григория Гладкова, выступление группы Олега Митяева  «Ирония судьбы».

Режиссер Алла Сурикова и композитор Алексей Шелыгин
Григорий Гладков и Юрий Потеенко

Среди победителей кинофестиваля – анимационная  картина режиссера Екатерины Гаврюшкиной и композитора Вячеслава Круглика «Пушкин и …Михайловское. Начало». Она  была отмечена в программе «Музыкальные фильмы и музыка в анимационном кино».

– Пушкин – это «наше всё», я без его поэзии не могу и следующий анимационный фильм тоже собираюсь делать про Пушкина, – сообщила «МП» Екатерина Гаврюшкина.

Приз зрительских симпатий достался Марку Горобцу  и его комедии в стиле роуд-муви «Тур с Иванушками».

–  Несколько поколений выросли на музыке этой группы, фанаты носились за своими музыкальными кумирами по всей России в их гастрольных поездках, как, собственно, это делают три героини нашей киноистории, – сказал продюсер Сергей Грибков. – Группа имеет свою музыкальную нишу, ее песни и музыка нравятся слушателям, фильм популярен, что и подтвердил фестиваль в очередной раз.

Средства массовой информации отметили сразу две ленты. «За новое прочтение классики и гармоничное музыкальное решение» были награждены чеховские «Обрывки».

– Чехов – гений, а гении являются переводчиками слов Бога на человеческий язык, – говорит «МП» режиссер «Обрывков» Андрей Селиванов,-  поэтому гении и остаются в веках. Фильм затрагивает темы греха, покаяния и возможности искупления.

Также прессой был отмечен фильм «Командир» Тимура Хвана с формулировкой «За тему военного братства и гармонию в музыкальном решении».

Полина Лазарева

Алла Сурикова Спецпризом президента фестиваля отметила яркий режиссерский дебют Полины Лазаревой, снявшей драму «Чайка» (на этот раз к Чехову никакого отношения не имеющую).

–  Я считаю важным поддерживать молодых, – сказала Алла Сурикова на церемонии вручения наград фестиваля. – Много лет преподаю на Высших режиссерских курсах, которые заканчивала Полина Лазарева. Вручаю ей диплом и приз «за тонкое и интеллигентное использование киномузыки в решении сложных драматических коллизий». В ее фильме играют удивительные актеры – Юрий Быков, Александр Лазарев, Светлана Немоляева. Когда я сама снимала  свою первую картину, то у меня пробовались Олег Басилашвили и Людмила Гурченко. И я ощущала, что это не я их пробую, а они меня. Полина не испугалась, рискнула и справилась блестяще.

– Очень рада этой возможности заявить о своем кино, – сказала «МП» Полина Лазарева, – потому что дебютные картины испытывают сильный дефицит внимания и рекламы. Сам приз я рассматриваю, конечно же, как аванс своего мастера, ощущая ее материнскую заботу о всех нас, ее учениках.

Алексей Шелыгин и Юрий Потеенко

Сразу два блистательных композитора получили на фестивале приз за музыку в фильме. Это Юрий Потеенко  («Хитровка. Знак четырех») и Артем Васильев («Мухадракон»).

Приз за режиссерскую работу и эксперимент в жанре музыкального кино ушел к режиссеру Святославу Подгаевскому.

«Лучшей музыкальной мелодрамой» названа лента «Ненормальный» Ильи Маланина. «Это очень мотивирующее кино, – сказал вручавший награду Владимир Алеников, – оно о том, что, несмотря на препоны, если любишь и веришь –  то сможешь».

«Оригинальное сочетание пластики и кино» отмечено жюри в картине «Она танцует» Оксаны Дегтярёвой.

– Я очень рада, что наш фильм путешествует по фестивалям, потому что он снимался для зрителей, – сказала Оксана Дегтярёва. – Все наши артисты – драматические, они танцовщики не профессиональные. Но я сама с миром танца хорошо знакома. А вот музыку мы переписывали три раза, добиваясь нужного  качества.

Член жюри режиссер Владимир Алеников особо подчеркнул на церемонии закрытия важность фестиваля «Кино и музыка».

– Когда-то, 34 года назад, – сказал он, – идея подобного фестиваля уже возникала. И я все думал, неужели он так и не случится. Новый музыкальный кинофестиваль был очень нужен. Это замечательное событие. И я хочу низко поклониться Алле Суриковой, в светлую голову которой периодически приходят вот такие грандиозные идеи. Она ведь придумала много чего интересного, в том числе и киножурнал «Ералаш», где я когда-то начинал. Фестиваль предназначен для чего-то нового, а значит, для поддержки искусства.

Алла Сурикова, Максим Дунаевский со своей группой и министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина

Закончилась церемония закрытия трогательными словами благодарности президента Аллы Суриковой и директора Александра Голутвы в адрес своей команды, озвученными надеждами на то, что «фестивалю быть» и что форум «Кино и музыка» каким-то образом сумеет залатать гигантскую прореху в нашем кинематографе, связанную с киномузыкой.

Григорий Гладков на церемонии закрытия

Первый шаг в этом направлении фестиваль уже сделал, честно вскрыв и обозначив существующие в этой области проблемы.

Елена Булова.

Фото Андрея Булова

Добавить комментарий