Кино из жизни, чтоб отдохнуть душой

Знаменитый ответ про «в СССР секса нет» – хуже лжи, как и любая полуправда. Там было продолжение – «у нас любовь». Да и вопрос был не про секс вообще, а на экране.

С тех пор сменилось несколько эпох. Вопрос остался и расползся в такую дремучую проблему, что как ни скажи – будешь неправ и возмутитель спокойствия.

В советское время режиссеру было проще. Уговорил актрису раздеться в кадре или хотя бы невзначай показать грудь крупным планом, пробил гормонально-политическое сопротивление худсовета угрозами в ретроградстве, и считай сборы от проката. Массовый зритель потом не вспомнит, о чем фильм, кроме главного, что сверлит голову подростковыми запретами. Так что и над его содержанием можно не страдать.

Перед развалом Союза наступила творческая свобода. В фильме «Действуй, Маня!» с Юлией Меньшовой показали нудистский пляж со всеми причиндалами. Реакция на фильм была такая, что публичная критика вылилась в кружение около одного небольшого сюжета из множества творческих находок авторов. Сюжет с нудистами встроен в идею фильма органично как имманентный элемент творческого замысла для контраста чувств. В новом мире одетые, так сказать, неразоблаченные персонажи стали возмутительным нонсенсом в наступающей на нас гармонии конца истории Френсиса Фукуямы из фантазии Станислава Лема. Мы сами должны расстаться с одеждой и всем нам привычным. В газовую камеру должны идти голыми и с радостью.

И все в целом таково, что ничего подобного нигде никогда не было и не будет. Появление действующей Мани в 1991 году стало указателем выхода из той веселой житухи, у которой не было будущего, не считая «1993» Сергея Шаргунова.

Пародия на новую жизнь состоялась с опережением. Настоящий художник видит будущее точнее ученого и вопреки искусствоведу.

Спустя 31 год на экраны вышел ремейк «Ботан и супербаба» с Софьей Каштановой. Мы не видели фильма более эротичного, причем без единой предосудительной сцены. Прицепиться не к чему ни одному самому язвительно-желчному киноведу советской закалки. Сегодня закалка пригодилась глобальному ангажементу. Колосс, как мы увидели 5 ноября, оказался на глиняных ногах, но это ничуть не мешает ему совершенно точно знать, какой должна быть культура и вообще всё-всё-всё.

Новое русское кино обращается с критикой подобно экшн-Мане с международной мафией. У акулы пасть на кита не разевается, поперечный рот примитивной хрящевой рыбы сделан природой по притче «бодливой корове бог рогов не дал». Для такого агрессивного животного бока кита уходят в бесконечность подобно русской культуре в зрачках варвара. Он не видит там интеллекта, ему чужд новый язык обмана, и не понимает, зачем это тут плавает, если нельзя сожрать.

В общем, это все о роли русской культуры в мире и прекрасной в своей простоте, как поперечный рот акулы, идее ее отмены.

Русское кинопроизводство регулярно кидает камешки в океанский компот назло любителям половить в надежно организованной мути в смуте. Сценический аэрозоль в глазах оседает и проступают красота человеческой истинности.

Очередной подобной поделкой стал новый фильм «Право на лево» (16+), режиссер Гарик Петросян, сценаристы Георгий Житков, Рубен Саруханян, Юлия Лемарк.

Что любопытно, среди потока анонсов с маркером «комедия» вот именно это и есть чистая комедия, без коктейльных изысков и какого-то неожиданного послевкусия. Фильм еще более эротичный по сравнению с «Супербабой», и есть заход на постель с фотографом в шкафу спальни. В данном случае coitus interruptus, опять же, имманентный момент творческого замысла, но не удовлетворение ненасытной цензуры. Да собственно коитуса не показали. Запланированный кандидат на роль жертвы женского хищничества даже не дал с себя что-то снять из одежды и остался верен жене и своей роли укротителя нечеловеческих страстей.

Фотографу и по совместительству сотруднику ускользнувшей рыбки пришлось выходить через балкон на глазах двух старушек у подъезда на лавочке, сыгравших в фильме роль его кинокритики.

Пора уже нам из навеянных фильмом мечт опуститься до его сюжета.

Иван Валентинович Конников (Роман Маякин), успешный адвокат, спас от тюрьмы знаменитого пианиста Дмитрия Петрова (Ян Цапник). В качестве алиби использовал пребывание пианиста у любовницы во время совершения преступления на 43 млн рублей (до десяти лет заключения) во время отсутствия жены.

Спас от тюрьмы и разрушил его брак. Но виноватым не считает. Жена бросила его, да еще на корпоративе. Уехала в командировку. Другая этим воспользовалась.

По итогам процесса Конников счастлив: «Жизнь удалось! – Чья? – Моя! Я на коне. Сегодня все узнают, кто такой адвокат Иван Конников!» Скандальная история длилась полгода, и именно Конникову удалось ее завершить. Причем адвокат спасал зад пианиста, а не его брак.

Почему мужчины изменяют своим женам? Адвокат отвечает журналистке: «Во-первых, им что-то не хватает в семье. А в-третьих, измена – это медленное харакири».

Как адвокат узнал, что обвиняемый изменяет жене? Измена – это процесс, который заставляет чистить историю своей жизни. 80% мужиков изменяют и 80% измен прощаются.

Пианист Петров в ярости: «Вы видели это? Пизанская башня так не наклонялась, как меня сегодня наклонили! Уйди, уйди! Уберите руки! Вы не имеете права! – Ну что, спас вас от тюрьмы? – Вы своими руками разрушили мой брак и брачный контракт. – Вы свой брак разрушили сами своими руками, губами и еще сами знаете чем. В-третьих, 80% измен прощают. Ну, это если не убьют, конечно. Даже если это дочка алмазного магната. – Ты пропустил «во-вторых». – Вы лучше мне по брачному контракту позвоните. Я вам обязательно помогу. Сердце подсказывает».

Представлен экстракт фабулы. В фильме для нагнетания комедийного драматизма в голую правду жизни инсертированы связки и завязки, развлекалочки и отвлекалочки.

Слово адвоката ничего не стоит.

«Как же он красуется! – Завидуй молча».

Помощник Конникова (Михаил Тарабукин) завидует до такой степени, что готов исполнить план по его дискредитации, разрушить его брак и общественное положение, занять его пост главы адвокатской конторы и жениться на его потенциальной любовнице.

Принеси кофе будущему мужу.

Адвокат скорее с сочувствием, чем пренебрежением выносит вердикт: тебе изменять не с кем. Да и некому.

Вот тут и рыбка зарыта. Золотая. Женщине нужен не успешный мужчина, а муж лучшей подруги. Мужчине нужна не лучшая подруга, а место в жизни успешного начальника удачливого мужа.

Честолюбивое самоутверждение оказывается сильнее всесильного libido. И не надо путать цели и средства, любовь с кроватью или горючее с масляной смазкой двигателя.

Нам Сталин дал стальные руки крылья и вместо сердца пламенный мотор. Смешно и нелепо? А кто санкционировал такое новое русское кино в море лжи, не задумывались? От него опять жить хочется: действуй, Маня!

Еще одна аллюзия и, клянемся, последняя. Израильская писательница Лариса Склярук, мастер исторических реконструкций, в своем репрезентативном романе «Мгновения чужого времени» представила исчерпывающий набор вариантов из жизни, когда разные люди одним и тем же способом попадают в чужую жизнь. Перевод в нечто абсолютно чуждое провоцируют они сами, убегая от ненависти к банальной рутине в собственной жизни, совсем, может быть, и неплохой. Только они жить так и не научились, чтобы радоваться.

Талант писателя Ларисы Склярук описывает вполне реальную жизнь ad absurdum.

Фильм «Право на лево» демонстрирует рецепт, как избегать абсурда. Естественная красота есть компас к норме. Абсурд, согласно заключению специалиста по экономической кибернетике Оксаны Дмитриевой, опровергнуть невозможно.

В абсурде мы живем всегда, но иногда случаются мгновения счастливого времени. Ну, это если не убьют, конечно. Просто не надо входить не в ту дверь. Потому что измена – это медленное харакири.

А дело было так.

Очарованная мужской силой Конникова и еще больше собственным, чисто женским самолюбием, его сексуального внимания добивается помощница и лучшая подруга его жены Марина (Янина Студилина). В то же время жена Алёна (Ирина Темичева), получившая второе высшее образование психолога и секс-коуча, спасает брак пианиста Петрова.

Алёна выносит вердикт Марине: какой же ты психолог, если до сих пор замуж не вышла?! Есть универсальный рецепт – не можешь сделать хорошо себе, сделай плохо в другом месте.

Ослепленный яростью, адвокат гоняется за женой. Это не чувство мужского превосходства над женой, как собственной вещью, а крах профессионализма. Как же он мог не знать, с кем она спит!

Триггером фазового перехода от безоблачного удовлетворения жизнью к абсолютному разрушению замка на песке послужила краткая эсэмэска.

Так бывает.

Жена Алёна для отмазы сообщила, что она у подруги Марины. Подруга в этот момент рядышком с чужим мужем без никакой жены приступает к плану обольщения и получает просьбу «Прикрой меня перед Иваном».

Мужчинам вовек не понять, как так получается у лучших подруг, сосуществующих по-змеиному и действующих в загадочном единстве.

Насмехаться над женской логикой недальновидно, она ближе мужской к парадоксальной жизни, и это есть норма. Мужчина здесь предмет залога, если не хочется видеть себя игрушкой женских страстей.

Дочь Ивана и Алёны Соня (София Петрова) начала тренироваться в женской роли сызмальства, вешая мужчин разных профессий, кто по пути случился. Просит у папы фигурку адвоката, но не вешать, а в качестве талисмана на концерт, куда живой адвокат не ходит. Музыку не любит.

За адвокатом, кроме красотки Марины, гоняется папа жены, бандит-бизнесмен Николай Петрович (Владимир Сычёв), чтобы Ваньку кастрировать.

«Николай Петрович помнит только тех, кто ему денег должен. И еще тех, кто внучку сделал», – назидательно говорит Иван помощнику в ответ на естественный элемент вежливости – передать привет тестю.

Кульминация ожидалась в спальне Марины. Происходит как-то квёло. Иван понимает, что сегодня вошел не в ту дверь.

И тут опять случился основополагающий нюанс. Опытная Марина приготовила для возбуждения страсти гламурные наручники, предлагая по очереди оба варианта, кому стать деспотом и кому рабыней. Иван отвергает оба. Наручников на работе насмотрелся.

Казалось бы, помощница должна знать о боссе все. Для осуществления своего плана получила специальность юриста-психолога. Ошибается. Могла бы заранее расспросить у лучшей подруги.

Театрализованная развязка случилась на конкурсном концерте дочери Сони. Нелюбителя музыки буквально сдуло на музыкальное мероприятие ветром перемен. И тут он запел!

Пианист поддержал соратника по мужской судьбе. Они с адвокатом квиты.

Фильм «Право на лево» сделан в форме сказочного сна главного героя, кем он себя представляет. По ходу пьесы спасает судьбу девочки, бросившейся под колеса его машины. Оказалось, у брошенной женщины муж забирает детей. Адвокат, случайно проезжая мимо, зашел на процесс и играючи выиграл дело. Счастливые дети вбегают в зал суда с радостными криками: мама, мама!

Нечто вроде сквозного героя Артёма Павлова в романах выдающегося адвоката современности Павла Астахова, за что его и лишили должности детского омбудсмена. Экшн-Маня победила мафию сверху, адвокат Астахов – изнутри, и абсолютно не скрываясь одним адвокатским словом.

Дочь адвоката Соня неправа, слово адвоката очень много стоит, и это не всегда про деньги.

Прекрасное может быть повсеместно, и только в сказке оно не наказуемо, но поощряемо. Фильм «Право на лево» сделан абсолютно без политики и вообще какой-либо лишней нагрузки. Он просто о самом главном человеческом в нас.

Однако в нем много полезного и для профессиональной политики, психологических изысков по определению состояния женщины, движения зрачков, дрожания губ и пульсации вен.

На редкость легкий фильм с комфортабельными мужчинами и элитарными женщинами. Просто чтоб отдохнуть душой и ни о чем не думать.

Наша жизнь богаче кино, на то нас и двое.

Наталья Вакурова, Лев Московкин.

Добавить комментарий