Сохранить детей в семьях

Накануне Всемирного дня усыновления, который отмечается 9 ноября, в ТАСС прошла пресс-конференция, посвященная вопросам семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По данным Минпросвещения России, по итогам 2023 года общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 358 тыс. 6 человек (2022 год – 375 тыс. 699 чел., 2021 год – 390 тыс. 949 чел., 2020 год – 406 тыс. 138 чел.), в том числе 322 тыс. 628 человек сейчас находятся на воспитании в семьях; под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – 31 тыс. 654 человека; в отношении 3 тыс. 724 человек исполнение обязанностей опекуна или попечителя возложено на органы опеки и попечительства.

В 2023 году были устроены в семьи 43 тыс. 797 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если сравнивать число устроенных с численностью выявляемых, то получается, что устроено в семьи в 2023 году на 4,4% детей больше, чем выявлено.

Кроме того, в 2023 году в регионах практически завершена работа по организации единой подведомственности организаций для детей-сирот и органов опеки и попечительства.

«Доля детей из тех, кто выявлен без попечения родителей, детей-сирот, которые перемещаются в поднадзорные учреждения, тоже потихоньку сокращается, – прокомментировал статистику руководитель аппарата уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Алексей Газарян. – Так, например в 2021 году эта доля составляла 20,4%, а в 2023 году — 19%. Это говорит о том, что у нас все чаще и чаще дети размещаются под опеку и в рамках семейного устройства. В целом количество детей, которые воспитываются вне родной семьи, тоже сокращается. Это значит, что государство постепенно меняет вектор своей работы на поддержку кровной семьи, родной семьи. Сегодня та работа, которую проделывает аппарат уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка, как раз и направлена на то, чтобы выявить те ситуации там и тогда, когда государственная система в сотрудничестве с общественными организациями могла бы своевременно сделать больше для того, чтобы сохранить семью и не доводить ситуацию до разлучения. Наша страна постепенно движется в сторону больше семейно-сберегающего подхода и с дальнейшим акцентом на семейные формы устройства. Считается, что последние 10 лет — это последовательная политика государства, которая ведет к семейно-ориентированному подходу по всем сферам. Вот были 90-е, лихие, трудные, сложные, со всеми экономическими проблемами, появилась беспризорность, которую в таком виде сейчас даже сложно себе представить. И тогда задача была как-то обогреть, собрать детей в приютах, детдомах и т. д. Тогда мы получили огромное количество институционального размещения детей. Потом страна обратилась в сторону института приемных родителей. У нас появились разные формы опеки: возмездная, безвозмездная, родственная и т. д. В период с 2006 года это активно развивалось. Сейчас новый этап, когда мы начинаем говорить об активной профилактике социального сиротства, предпринимать разнообразные меры, чтобы сохранить семью. И только в тех случаях, когда это не получается, прибегать к помощи в том числе и института приемных семей. Сегодня мы наблюдаем, что семьи, на которых, как в народе говорят, поставили крест, постепенно двигаются к восстановлению. Это пока отдельные кейсы, но на них тоже надо обращать внимание».

Родителям, прежде чем взять ребенка в приемную семью, нужно пройти школу приемных родителей.

«Во всех регионах ситуация со школами приемных родителей очень разная, – рассказал Алексей Газарян. – Есть регионы с очень мощной разветвленной сетью школ приемных родителей. Более того, есть такие школы приемных родителей, которые предлагают и базовую подготовку, и разные дополнительные элементы. К опеке можно подготовиться, но все остальное начинается, когда вы ребенка в семью принимаете. Здесь очень важно находиться в процессе наращивания своей осведомленности. Это в каком-то смысле повышение опекунской квалификации. Есть регионы, в которых не так много очных школ, это создает определенные трудности. Есть дистанционные школы, их немного, при них есть разные споры, в первую очередь связанные с их эффективностью. Есть, например, региональные программы, когда школу приемных родителей предлагают проходить только парам, хотя по закону такого жесткого требования к этому вопросу нет.

Мы должны побудить в человеке желание обращаться за помощью. Есть страны, в которых школы приемных родителей делятся: часть работают до приема ребенка, часть — после приема, потому что вопросы появляются. Очень важно, чтобы родитель, выходя из школы приемных родителей, не закрывался, мол, я теперь все знаю, а наоборот: возникла какая-то ситуация — обратись к более опытным людям, специалистам, не надо бояться. У нас сейчас от сопровождения скорее бегают, воспринимая его как какой-то акт контроля. Такое капсулирование, закрытие порой приводит к нелучшим последствиям. Важно повышать качество школ приемных родителей и их доступность».

С тем, что приемное родительство, — очень серьезный и ответственный проект, согласились и другие участники пресс-конференции. Подготовка приемных родителей должна переходить в систему сопровождения. Приемная семья — это, конечно, гораздо лучше детского дома, но все же важно создавать условия для воспитания детей в кровных семьях.

Сергей Ишков.

Добавить комментарий