Объем перевозок пассажиров речным транспортом в России вырос более чем на 13%

Об этом на пресс-конференции в ТАСС, посвященной закрытию грузовой и пассажирской навигации на внутренних водных путях России, сообщил заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлота) Фёдор Шишлаков.

Москва, Москва-река, речной транспорт, фото Ольги Давыдовой

«Объем перевозок пассажиров речным транспортом вырос, по предварительным данным, за 10 месяцев 2024 года более чем на 13% и достиг показателя практически в 11 млн человек, – рассказал Фёдор Шишлаков. – Соответственно, по итогам года мы ожидаем, что эта цифра будет еще выше. Что касается анализа динамики пассажирских перевозок, надо отметить, что с 2020 года произошло достаточно значительное падение, связанное с ковидными ограничениями, которые тогда вводились. В прошлом году мы наблюдали положительную динамику, которая составила плюс 16% к 2022 году. В этом году также определенные цифры свидетельствуют о значительном интересе к перевозкам по рекам и возрастании таких перевозок. Наиболее популярные туристические маршруты – это Москва – Санкт-Петербург, маршруты по Волге. В навигацию 2024 года в целом на внутренних водных путях эксплуатировалось порядка 100 круизных судов и, что отрадно отметить, эксплуатируются уже суда в Сибири, планируется дальнейшее развитие круизного судоходства на реках в сибирских бассейнах».

Что касается перевозок грузов, то на внутренних водных путях перевезено порядка 90 млн тонн, что более чем на 10% превышает показатели прошлого года.

«Это предварительные цифры. Официальная статистическая информация будет представлена перевозчиками позже. Но мы надеемся, что основные тенденции сохранятся», – уточнил заместитель руководителя Росморречфлота.

Он также рассказал об интересных проектах и тенденциях текущего года: «Например, это развитие межрегиональных перевозок. Минтрансом России была создана Комиссия по развитию скоростных пассажирских перевозок по внутренним водным путям. Одна из основных задач – это выработка механизмов государственной поддержки таких перевозок и их развитие. Было проведено несколько заседаний комиссии, был выработан единый подход к организации и развитию таких перевозок, в первую очередь, в Волжском бассейне. Был принят проект «Речные магистрали», который в этом году уже начал свою работу. Запуск проекта запланирован в пять этапов: первый этап – на участке реки Волги от Городца Нижегородской области до Ульяновска; второй этап – расширение маршрута Рыбинск – Городец – Казань – Пермь; третий этап – это Ульяновск – Саратов; четвертый – Саратов – Астрахань, и пятый, перспективный этап, – развитие морского участка Ростов-на-Дону – Азов. В этом году на первом этапе начали работать три компании в ряде субъектов. В первую очередь это Нижегородская область, Республика Чувашия и Республика Татарстан. Была определена маршрутная сеть и введена продажа билетов с использованием информационного ресурса «Единый билет». Для так называемой раскатки маршрутов было принято решение о предоставлении мер поддержки в виде субсидий из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на возмещение расходов. Росморречфлот объявил отбор российских организаций на право получения субсидии. Подведение итогов планируется 18 ноября 2024 года. Мы рассчитываем, что проект «Речные магистрали» будет способствовать развитию пассажирских перевозок на Волге и в прилегающих бассейнах, а также станет импульсом для развития судостроения в части скоростных судов».

В этом году продолжалось также строительство флота по программам льготного лизинга.

«Было запущено судно проекта ПКС-180 – это круизный речной колесный дизель-электрический теплоход «Золотое кольцо», – рассказал Фёдор Шишлаков. – В навигацию 2024 года начало работу второе судно этого проекта «Аурум». Благодаря этим судам удалось возобновить круизный маршрут по Волге и Оке, который является сложным в виду глубин на Оке. В этом году на Средне-Невском судостроительном заводе спущено на воду пассажирское судно «Виктор Астафьев», которое планируется к работе на маршруте по реке Енисей между Красноярском и Дудинкой. Продолжается строительство теплохода аналогичного проекта «Андрей Дубенский». Судоходная компания «Водоход» начала строительство трех круизных лайнеров проекта «Карелия», которые планируется использовать в проектах «река-море», в том числе с заходом на Соловецкие острова. Это очень интересный проект, который вся отрасль с нетерпением ждет. На озере Байкал, где два заказчика – компания «Водоход» и Восточно-Сибирское речное пароходство, – ведется строительство двух круизных судов именно для Байкала. В Москве запущен проект электрических судов. Развивается и судостроительная отрасль. Начато строительство современной судоверфи в Нагатинском затоне, которая будет специализироваться на производстве электросудов как прогулочного, так и круизного сегмента».

Поговорили на пресс-конференции в ТАСС и о причальной инфраструктуре. В настоящее время как за счет средств различных программ, так и за счет средств частного инвестора ведется строительство ряда причалов. По словам Фёдора Шишлакова, в навигацию 2024 года был введен в эксплуатацию причал в Великом Новгороде, инвестором планируется строительство причала в Сортавале. В рамках государственной программы начата эксплуатация причалов в Завидово Тверской области, там осуществлено 11 судозаходов.

Также Росморречфлотом и Минтрансом России ведется работа по развитию внутрирегиональных пассажирских перевозок.

«Не так давно было проведено совещание под председательством министра транспорта Российской Федерации вместе с 60 субъектами РФ, на котором обсуждались планы по развитию внутрирегиональных пассажирских перевозок внутренним водным транспортом и возможные меры поддержки, в том числе были даны рекомендации о развитии причальной инфраструктуры, – рассказал заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта. – Субъекты зачастую отмечали, что инфраструктуры этой недостаточно, она устарела, обветшала и ее нужно модернизировать в рамках различных механизмов софинансирования как со стороны субъекта, так и со стороны частных инвесторов. Кроме причальных сооружений для обслуживания пассажиров, Росморречфлотом ведется активная работа по развитию перегрузочных центров. Это мультимодальные логистические центры, так называемые хабы, в речных портах. Созданы рабочие группы уже семью субъектами Российской Федерации: это республики Татарстан, Саха (Якутия), Пермский край, Московская, Омская, Амурская, Саратовская области. В этом году уже был запущен первый перегрузочный мультимодальный логистический центр Свияжский. Он расположен на Волге в Республике Татарстан. В октябре на этом терминале было отгружено первое судно с грузом зерна для порта Высоцк – это Балтийское море. Мы надеемся, что вместе с субъектами эта работа будет активно продолжена. За счет создания перегрузочных комплексов мы рассчитываем увеличить объем перевалки в речных портах в 2027 году на 20%».

Также принявшая участие в обсуждении директор по развитию публичного акционерного общества «Московское речное пароходство» Светлана Гончарова привела интересные цифры: «В 2020–2021 годах из-за пандемии было просто катастрофическое падение спроса. Начиная с 2022 года, в том числе благодаря туристическому кешбэку, который был тогда объявлен, начался прирост спроса где-то по 20–25% в год. В 2024 году мы отметили еще больший спрос по сравнению с прошлым годом, стремящийся к 40%. Можно говорить о том, что в этом году была очень хорошая загрузка теплоходов. В период май–сентябрь повышение загрузки по сравнению с прошлым годом, когда она была ниже ожидаемого круизными компаниями, тоже стремится к 40%. Если говорить о лете, то, как отмечают все круизные компании, загрузка была 90% и стремилась к 100%».

Если говорить о Московском речном пароходстве, то, по словам Светланы Гончаровой, оно перевезло туристов на 44% больше, чем в прошлом году. И это было связано не только с хорошей погодой, но также и с тем, что многие туристы стали брать части круизов.

«С каждым годом таких туристов все больше и больше, – отметила Светлана Гончарова. – Они берут, например, часть круиза из Москвы только до Санкт-Петербурга. Лет семь назад таких примеров практически не было: люди брали круиз с прибытием в тот порт, откуда они отправились. Мы связываем это с тем, что транспортная логистика с городами, в которые мы заходим, сейчас очень активно развивается. Понятно, что из Петербурга легко вернуться в Москву на поезде или самолете. То же самое с Нижним Новгородом, Казанью и другими крупными городами, находящимися на наших маршрутах».

Светлана Гончарова также обратила внимание на то, что отдых на воде сегодня вполне доступен: «Хочу развеять существующий миф о том, что речной круиз – это очень дорого. На самом деле, если мы берем полный круизный пакет, то цены в среднем на стандартную каюту колеблются где-то от семи с небольшим тысяч рублей на человека в день до семнадцати тысяч рублей в день, если это пароходы премиум класса или класса люкс. Кстати, еще до недавнего времени такого высокого уровня теплоходов на внутреннем рынке для российских туристов практически не было представлено, все они работали с иностранными туристами по контракту. Сейчас все они на внутреннем рынке, и наши туристы уже оценили такой вид отдыха. Мы отмечаем очень высокий спрос как на теплоходы с низкой ценовой категорией, так и на теплоходы с высокой ценовой категорией и с высоким уровнем обслуживания. Потребитель есть на разный продукт. Сейчас уже начаты продажи на 2025 год, и мы также отмечаем более высокий спрос, чем в прошлом году в это же время».

Директор по развитию ПАО «Московское речное пароходство» привела любопытную статистику: среди туристов количество людей до 44 лет составило 30% от всех отдыхающих в речных круизах, столько же туристов в возрасте от 45 до 59 лет. Также в этом году с помощью Московского речного пароходства на воде отдохнули 30 человек возрастом 90 плюс. Так что отдых на теплоходе это не только и не столько отдых для пенсионеров, но, как отметила Светлана Гончарова, речные круизы – комфортный отдых для людей любого возраста, «от нуля до бесконечности», и на любой кошелек.

Сергей Ишков.

Фото Ольги Давыдовой

Москва, Москва-река, речной транспорт, фото Ольги Давыдовой

Добавить комментарий