На сцене Театра на Таганке состоялся премьерный показ спектакля «Модильяни» в постановке режиссера Стаси Толстой (16+).
Историю жизни знаменитого итальянского художника Амедео Модильяни представили на суд столичного зрителя артисты Павел Табаков и Юлия Хлынина. В ближайшее время спектакль увидят жители Сочи, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Волгограда, Саратова и Самары.
Близкий друг Модильяни немецкий художник Людвиг Майднер когда-то говорил об Амедео так: «Наш Модильяни, или Моди, как его называют, был типичным и вместе с тем очень талантливым представителем богемного Монмартра; скорее даже он был последним истинным представителем богемы».
Автор пьесы драматург Ирада Берг не стала останавливаться на этом обстоятельстве, а сосредоточила свое внимание на внутренних метаниях и мотивах противоречивых поступков Моди. Мы застаем Модильяни в период его знакомства с моделью и будущей неофициальной женой Жанной Эбютерн. Зритель становится свидетелем рождения художника, подробностей закрытия большой выставки полотен Модильяни в жанре ню и скандала вокруг нее, появления в его судьбе нескольких дам, конкурирующих за внимание Амедео.
Поскольку слава пришла к Модильяни уже после смерти, то авторы спектакля обращаются в основном к душевным переживаниям Моди, вложив в уста героя слова о восприятии им собственного творчества и окружающей действительности.
К сожалению, пьеса Ирады Берг слегка перегружена монологами заглавного персонажа, в череде которых теряется необходимая театральному действу динамика. Оставляет желать лучшего и режиссерское решение Стаси Толстой: подчас кажется, что Павлу Табакову, играющему Модильяни, просто нечего делать на сцене.
Монологи артист вынужден произносить, стоя на квадратном подиуме или сидя на его ступенях, как правило, обращаясь в зал. Сценография спектакля минималистична до предела: задник с изображением полутора десятков окон трехэтажного дома во всю стену, несколько стульев, металлическая кровать и свешивающиеся с потолка вертикальные фрагменты полотен Модильяни.
В несколько лучшем положении, чем Павел Табаков, оказалась его партнерша по спектаклю Юлия Хлынина, исполняющая роль Жанны Эбютерн. В ее героине читается восторженность юной художницы, чутьем угадывающей гениальность Модильяни, отчаяние обманутой женщины, страх будущей матери, отважившейся пойти наперекор собственному отцу и предпочесть возлюбленного. Несмотря на присутствие других представительниц прекрасного пола в судьбе Модильяни, Жанна в итоге становится главной музой художника: образ Эбютерн запечатлен на многих полотнах Амедео.
Моди умер в 35 лет… Обезумевшая от горя Жанна на следующий день после его смерти выбросилась из окна пятого этажа вместе с вынашиваемым ею ребенком. Об этом зрителям скупо сообщает «закадровый» голос в финале спектакля.
Большое внимание в постановке уделено пластическому решению. Переплетение рук, ног, смена поз задуманы режиссером как иллюстрация романтических отношений Амадео и Жанны, полета их душ, разговаривающих на языке искусства. К сожалению, финальный эффектный танцевально-акробатический номер в контексте короткого спектакля смотрится не слишком органично и выглядит скорее как заплатка, призванная увеличить время постановки хотя бы до полутора часов. Спектакль «Модильяни», не лишенный удачных фрагментов, периодически пробуксовывает и разваливается на эклектичные составляющие: действие воспринимается отдельно, монологи – отдельно, пластика – отдельно.
Уходя из театра, ловишь себя на мысли, что за полтора часа зрителю так и не удалось встретиться с Амедео, которого хотелось бы увидеть. С тем Модильяни, чьи страсти, наблюдения, размышления не только поменяли пропорции на его холстах, но и послужили отправной точкой портретов множества маленьких людей, запечатленных в мгновения их оцепенения, печали, затравленной нежности, обреченности. С тем самым Модильяни, который, по словам его друга Ильи Эренбурга, «не разглядывал людей со стороны, но с ними жил», сделав их «вехами на своем пути и вехами века».
Елена Булова.
Фото предоставлено PR-службой проекта