«Правительственный час» «О национальном проекте «Инфраструктура для жизни» состоялся на 579-м пленарном заседании Совета Федерации в среду, 20 ноября. С сенаторами говорил опытный зампред правительства Марат Хуснуллин.
Поражает широта тематического охвата, спектральный анализ его деталей и неукротимый позитив. Крепкий хозяйственник после школы губернаторов на местах неизбежно становится самым ценным кадром из числа тех, кто решает всё. Особенно в условиях, когда никаких условий, в общем-то, нет. Полный произвол и сплошные нестыковки. Если же крепкий хозяйственник крепчал в Москве, так это вообще центр мира. Найдет брод в огне.
Есть такая мировая проблема, как неуплата налогов с построенного дома до момента формального завершения строительства. На Западе считается уголовным преступлением. В России такая система бессистемная, что нелепое административное регулирование позволяет годами не совершать последнего акта введения дома в эксплуатацию.
Используя служебное положение, зампред правительства всячески снижал длительность во времени и бумажный объем инвестиционного строительного цикла. Способствовал упрощению индивидуального жилищного строительства. Тут интерес со стороны власти понятен, снимается бремя ремонта и обслуживания многоквартирок. И никакого провального лифтового хозяйства.
Марат Хуснуллин для придания налета живости достаточно официозному мероприятию «правительственного часа» вышел на трибуну с признанием, как он в якобы недостроенном доме жил восемь лет. «Достроить» дом невозможно из-за отсутствия резерва заявленной мощности. Используя свой прорабский опыт, подключил дом к свету как строительную площадку. Председатель СФ в душе, прежде всего, петербургский прораб, и только потом уже комсорг Васильевского острова. В Хуснуллине она нашла родственную душу с талантами решать непроходимые вопросы. Матвиенко со всей своей прорабской прямотой предложила Хуснуллину показать пример и задним числом уплатить неоплаченные налоги.
Что меня больше всего удивило на этом «правительственном часе», сама Матвиенко не обратила внимания на коварную смену концепции жилищного строительства.
Между прочим, по словам самого же Хуснуллина, жилстрой стал локомотивом развития. В отрасли работает 11 миллионов человек. К жилстрою примыкает нежилой строй инфраструктуры, модернизация ЖКХ, общественный транспорт, городская дорожная сеть, комфортная городская среда и расселение аварийки, которая волшебным образом пухнет в объеме к очередной программе расселения. Любимое выражение Валентины Ивановны про среднюю температуру по больнице на «правительственном часе» не звучало.
Советское время осталось в памяти массовым индустриальным жилищным строительством по инициативе сталиниста и реформатора Георгия Маленкова. Слава досталась антисталинисту и волюнтаристу Никите Хрущёву. Страна вышла из углов и подвалов, когда люди жили во всем, что как-то держало крышу над головой.
В постсоветское время уже другая страна переключилась на другую мировую тенденцию. Развернулось соревнование за показатели квадратных метров на душу населения. В России – 29. В Китае – 43. Соревнование похоже на гонку за число запущенных на орбиту спутников или строительство суперкомпьютеров с рекордной мощностью у кого длиннее флоп.
По словам Хуснуллина, построенное жилье не продается. Есть и проблема обеспечения жильем плативших за него на эскроу. Он предлагает продавать квартиры в рассрочку. Для этого необходимо законодательное решение по залогу. В отличие от банков, застройщики не могут забрать квартиру у неплательщика. Матвиенко горячо поддержала идею Галины Хованской об арендном жилье, не вспоминая автора. Интересно, у кого арендовать, если хозяин сотен миллионов построенных квадратных метров непонятен?
В результате проведенной в России великой депрессии до реальной власти в стране дорвались банки по модели США, на мой взгляд. Счастливым итогом финансовой спецоперации стало недостижение заказанного результата. Есть инфляция, головокружительный рост издержек, высокая стоимость и быстрое устаревание проектно-сметной документации, бессистемное ценообразование в строительстве и опять же рост цен. Полное рассогласование прогнозов по ведомствам. Эклектика советских моделей типа ЖСК с непонятно какими прецедентами и бардака хостелов совершенно свободной от здравого смысла экономики. Все это есть. А депрессии нет. А еще у нас есть Градостроительный кодекс. Зампред правительства положил его рядом с подушкой для чтения на ночь. В советское время генеральные планы были рассчитаны на рост населения. Сегодня Хуснуллин пытается на замену генпланам придать градостроительный статус мастер-планам городского строительства опорных пунктов там, где есть население и производительные мощности для работы.
Зампред правительства не может изменить ситуацию. Но ему проще, чем председателю СФ. Можно развесить свои обязательства на регионы, спонсоров, партнеров и просто инициативных граждан. Матвиенко такой подход не понравился. Она-то один из главных у нас законодателей, третье лицо страны. Вот так два человека из числа самых влиятельных в России остаются прорабами. Честь им и слава.
Трамп в США со своими комиссарами в пыльных шлемах весь мир до основанья – если ему дадут. Штаты вспомнили, что они государства. Начались предсказанные Стругацкими центробежные процессы в империи, которые в России давно пришли и прошли. И непонятно, кто дал полетные задания на обстрел России ATACMS. Байден тут точно не при делах, не считая газетной утки. В США нет одной красной кнопки, передать полетное задание может много людей из тусовки лоббистов ВПК. Прорабов США не воспитали.
В модернизации инфраструктуры ЖКХ на первый план вышла задача догнать износ, чтобы он хотя бы не накапливался. В советское время была куча проблем, и все ушли на статус мелкотравчатости по сравнению с тем, что навертели после него.
Если председатель Думы Вячеслав Володин негодует по поводу решения Минстроя повысить стоимость метра на фоне спада продаж, то Матвиенко с Хуснуллиным говорили о спасении строительной отрасли. Днем ранее в Думе нашлись такие, кто гордился спасением банковской системы. От чего? Наверное, от судьбы либералов военно-финансовой бюрократии США после враждебного захвата власти американским народом. Мне кажется, нашим прорабам надо ставить бюст на родине по норме для дважды Героев Советского Союза. Их подвиг непрерывен по жизни независимо от жизни. Они ее обеспечивают для всех.
О роли Трампа с его комиссарами в пыльных шлемах и враждебном захвате власти народом США я услышал от Дмитрия Дробницкого на радио Вести FM. Он считает, Россия взяла высокую планку, разрушив однополярный мир. Жираф большой – ему видней. Интересы элиты США мощно защищены во всем мире и есть виртуальная армия внутренних войск, которые на это работают. Внутри России я вижу интересы США и подвиги по их преодолению. А каждый подвиг это чье-то преступление.
Лев Московкин.
Фото Ольги Давыдовой