В Москве в рамках VI Всероссийской недели осведомленности о дислексии состоялся круглый стол «Дислексия у взрослых: изменить нельзя оставить», на котором специалисты Московского городского педагогического университета обсудили итоги работы первого в России консультативно-диагностического Центра для взрослых с нарушениями чтения и письма.
Как рассказала руководитель центра, кандидат педагогических наук Наталья Кисёлева, организация оказалась очень востребована: в центр обратилось более ста человек в возрасте от 16 до 65 лет. Для них выработаны стратегии реабилитации и лечения, логопеды помогают людям узнать о своих особенностях и выработать пути развития.
– Специализированный центр для взрослых с дислексией был создан в МГПУ в 2023 году, а проблемой дислексии у взрослых наши эксперты занимаются с 2015 года, – говорит Наталья Киселёва. – За это время им удалось собрать богатый материал в виде аудиофайлов, письменных работ, диагностических тестов. Именно это помогло логопедам, дефектологам и психологам МГПУ создать методики для диагностики и занятий со взрослыми, которые испытывают проблемы с чтением или письмом.
Кстати, говоря о симптомах дислексии, почти 12 процентов людей, обратившихся в центр, отмечают, что имеют изолированное нарушение чтения. Трудности при письме испытывают 32 процента, а больше 50 процентов страдают от того и от другого.
– Если дислексию не смогли выявить в детстве, а в школьные годы коррекционная работа по преодолению трудностей чтения и письма не проводилась, то проблема остается и во взрослом возрасте, – объясняет Наталья Киселёва. – Но хотела бы отметить, что дислексия – это не болезнь и не отклонение в развитии, а особенность развития головного мозга, имеющая нейрологическое происхождение. Ее можно скорректировать в индивидуальном порядке, независимо от возраста.
Обсудили участники круглого стола и вопросы связи почерка и грамотности человека. Предположительно, связь есть, но не прямая: скорее можно говорить о взаимном влиянии одного и другого. Так, например, если у человека есть трудности с письмом, он может писать неразборчиво и неаккуратно, чтобы были незаметны ошибки. А вот при осознанной работе над почерком грамотность повышается.
– Желая корректировать почерк, будет правильно начинать работу с нуля, как в первом классе, – с правильного начертания линий, овалов, полуовалов, кругов. Лучше всего делать это мягкими масляными мелками, а не ручкой или карандашом, – это помогает не напрягать руку, – считает Наталья Киселёва. – Задача человека – подружиться с самим собой, со своими особенностями. Чем раньше это будет, тем эффективнее пойдет работа. Много зависит от саморазвития, от того, насколько человек настроен на то, чтобы совершенствовать чтение и письмо.
Мона Платонова.