Транспорт для всех и для каждого

Один из признаков благоустроенного и комфортного мегаполиса — доступность его инфраструктуры для всех и каждого.

3 декабря во всем мире отмечается День инвалидов. Темы этого дня — самостоятельная жизнь, доступность для всех, расширение возможностей для инвалидов, их активное участие в жизни общества. Все это складывается из совокупности мелочей: пандусов возле жилых домов и административных зданий, подъемников, способных поднимать инвалидные коляски. Все это капельки, небольшие детали, мелочи, про которые совершенно справедливо можно сказать: именно в этих деталях и скрывается дьявол. Убери одну «мелочь» – и город будет уже не таким удобным, не таким комфортным, не таким человечным, как хотелось бы.

– В целом за последние несколько лет Москва стала намного удобнее, – рассказывает Денис. В 14 лет он неудачно нырнул в реку, получил травму позвоночника и с тех пор передвигается в элетроколяске. – Есть существенные изменения в адаптации мероприятий: например, многие концертные площадки приспособлены для посещения колясочников. В целом Москва — очень доступный город. Хотя, конечно, еще есть что обсуждать.

Например, Денису трудно летом прогуляться по центру города «пешком» – точнее, в коляске. Многие улицы можно пересечь только по подземному переходу. Да, все переходы оборудованы пандусом, но вопрос в угле наклона — если он слишком крутой, то необходим помощник, который будет придерживать коляску и оберегать ее от запрокидывания.

В подъезде Дениса пятнадцать лет назад установлен подъемник. Сейчас он уже сильно изношен, и жильцы обсуждают вопрос его ремонта или замены. Бывает, что он выходит из строя, и тогда приходится пользоваться пандусом. А пандус — крутой, и без помощи соседей Денис преодолеть его не может.

Но и на выходе из подъезда Денис сталкивается с препятствиями.

– К сожалению, в городе много интересных исторических мест, которые невозможно адаптировать, – говорит он.

Есть вопросы и к транспорту. Последние 2 – 3 года Денис стал пользоваться автобусами с площадками для инвалидных колясок. Как правило, проблем здесь не возникает, хотя иногда водители говорят, что никогда этого не делали — то ли инструктаж не проходили, то ли проходили, да забыли.

– К автобусам вопросов нет, – рассказывает Денис. – Речной транспорт, речные трамвайчики приспособлены для колясочников, а вот причалы не все доступны. Ну и конечно, станции метро. Чтобы поехать на метро, надо найти станцию с лифтом. Я живу в Новопеределкино, и моя линия — Солнцевская — практически вся доступна. А вот старые, исторические станции — нет. Поэтому для того, чтобы поехать в центр города, надо либо искать маршруты на нескольких автобусах — и тратить на поездку два часа, — либо вызывать такси. На них сейчас приходится 90 процентов моих поездок.

Но человеку на крупной электрической  инвалидной коляске нужно такси, в которое она, эта коляска, может поместиться. И обычного багажного отделения для этого маловато. К счастью, в «Яндекс.Такси» сейчас есть тариф «Специальный». Евгений — водитель этого тарифа — рассказал о нюансах своей работы.

– Мы работаем на микроавтобусах Jac, эти машины похожи на скорую помощь. Они были дополнительно оборудованы электроподъемниками. На него ставят коляску, поднимают, закатывают в салон, там хорошо, намертво закрепляют ремнями безопасности, чтобы ни влево, ни вправо, ни назад, ни вперед. Человек едет, смотрит в окошко, у него все хорошо. У приезжих — глаза на лоб: почему у нас в регионах такого нет?

Приезжих Евгению приходится возить часто. Из аэропорта и с вокзала — в городские больницы или в «Добрый дом». Это бесплатная социальная гостиница для детей, больных онкологией, и их родителей. Их привозят со всей России: ослабевших настолько, что им тяжело ходить, двигаться. Евгений и его коллеги их возят — сначала от вокзала или аэропорта до «Доброго дома», а потом оттуда — в больницу имени Блохина, Национальный медицинский исследовательский центр онкологии. В машине находится место и для ребенка в коляске, и для его родителей.

– Возим всяких, – рассказывает Евгений. – Бывает, что человек весь в гипсе заказывает машину в травмопункт, в больницу, в поликлинику. Бывает, что человек прошел операцию по замене суставов — после этого какое-то время нельзя двигаться.

Требования к водителям тарифа «Специальный» достаточно жесткие: тут одних водительских прав мало. Кандидаты проходят десятидневный инструктаж: нельзя допускать резких торможений, надо внимательно смотреть, где останавливаешься. Ведь платформа опускается достаточно низко, и там не должно быть неровностей, луж, бордюров, люков и прочих неприятностей. И конечно, водители должны быть вежливыми и корректными. Нельзя проявлять любопытство и задавать вопросы, нельзя первым начинать разговор. Спрашивать можно только по делу: «Вам печку или кондиционер включить? Не дует? Вам к какому входу лучше?»

– Инициатором этого благого дела были Департамент транспорта Москвы и сервис «Яндекс Go», – рассказывает Евгений. – Два года назад в таксопарк Next были закуплены 50 машин, их оборудовали электроподъемниками. Но для Москвы такого количества машин мало… Бывают очень горячие дни, когда заказы сыпятся один за другим, и просто не успеваешь, людям приходится ждать дольше обычного. Конечно, хотелось бы, чтобы машин было больше.

Яна МАЕВСКАЯ.

Фото Евгения Островского, водителя такси

Добавить комментарий