Пастух плавает на огромной рыбе и пасет сомов, а ёрш улетает в небо: премьера спектакля «Царь Водокрут»

В Театре на Покровке грядет премьера спектакля «Царь Водокрут», которая состоится 21 декабря (6+).

Репетирует спектакль замечательный режиссер Арина Бессергенева, художник-постановщик – Виктор Шилькрот, а костюмы создает Юлия Волкова. Театральный обозреватель «Московской правды» Елена Булова побеседовала с создателями спектакля накануне премьеры.

Режиссер Арина Бессергенева:

–  Пьеса эта была написана Шварцем в 1957 году, и в ней драматург философски пересказал на новый лад историю похищения и чудесного спасения Марьи-искусницы. Герои спектакля – злой царь Водокрут и девочка Варя, которая ищет свою маму Марью-искусницу, попавшую в плен к Водокруту. Варя в ходе поисков встречает бывалого Солдата, который только что отслужил у царя Салтана, и, выражаясь современным языком, отправился на дембель (этакий Данила Багров). Солдат, как настоящий герой, решает Варе помочь спасти ее мать, Марью-искусницу. Ну, и дальше происходит их встреча с Водокрутом. Герои попадают в его царство, проходят ряд испытаний, благополучно спасаются и приходят домой. Финал рассказывать не буду, пусть будет интрига.

Мне в этой сказке важно было определить, что есть дом для каждого из персонажей. Потому что даже у Водокрута тема семьи болит внутри, поэтому он эту семью себе и придумывает. У него есть дочка царевна, которая его дочь – только наполовину. И, забирая в свое царство Марью-искусницу, Водокрут на самом деле хочет создать для себя некое подобие семьи.

Для нашей героини Вари семейная тема – это поиск мамы. Солдат же вообще еще не дошел до дома, в определенном смысле он пока идет в никуда, но находит свою семью в финале.

Пьеса Шварца сама по себе очень киношная. Мне кажется, что он ее писал для Голливуда наших дней, потому как все, что там описано, особенно ремарки, – это такое большое, хорошее кино Диснея или Марвел с мощным постпродакшном. Так что нам пришлось сделать большую работу по адаптации этого произведения к камерной сцене Театра на Покровке. Мы создали некий затопленный лес, в котором Пастух, например, плавает на огромной рыбе и пасет сомов и щук. При этом это очень странный (сказочный) мир, где внезапно может пойти снег. Или где можно добросить ерша до неба, и посмотреть, как он будет уходить штопором вниз, как летчик, пикирующий на самолете. И как потом этот самый ёрш уплывет восвояси.

У Шварца в пьесе много разных, абсолютно киношных историй. Например, он описывает трон,  обозначая, что тот состоит из воды, и вода эта еле колеблется… Поэтому и наш художник Виктор Шилькрот проявил огромную фантазию и придумал собственное потрясающее сценографическое решение – зрителей ждет некая затопленная квартира, где бытовые предметы вдруг становятся небытовыми. Ну, например, люстра начинает вдруг ездить, крутиться, и становится каким-то безумным дождем… А художник по костюмам Юлия Волкова «вырастила» щупальца за спиной Водокрута, наделив его вместо второй руки клешней. Ну и так далее: я не буду раскрывать все наши тайны…

Наверняка многие вспомнят знаменитый фильм 1959 года, на котором выросло несколько поколений советских детей, и захотят узнать, насколько картина и спектакль пересекаются. Наша история – совершенно самостоятельная. Кстати, ведь и сам Шварц много раз переписывал собственную пьесу, пытаясь делать из нее разные киносценарии, мечтая, что они будут сняты на пленку.

Еще хочу сказать, что наш спектакль достаточно серьезный по тематике. Собственно, именно поэтому мы активно искали различные юмористические детали, чтобы эту серьезность как-то уравновесить. Ну, например, так как Водокрут у нас живет где-то в середине девяностых годов двадцатого века, то роль инструмента гусли-самогуды в нашей постановке выполняет… однокассетный магнитофон с песней, которую, конечно же, хорошо знает поколение родителей наших сегодняшних детей.

Спектакль будет интересен и подросткам, и их мама-папам. Наш главный посыл в зал  заключается в том, что настоящая семья не всегда бывает по крови. Семья – это люди, собравшиеся по духу, это те, с кем вы прошли огонь, и воду, и медные трубы. Семья и дом – это вовсе не точка на карте и не номер подъезда. Это люди, с кем вы чувствуете себя самими собой – сильными и слабыми, смешными и добрыми, и при этом вас принимают любыми.

Художник-постановщик Виктор Шилькрот:

– Шварц – очень точный драматург. Как человек, писавший пьесы для театра, он очень четко себе представлял визуально то, что будет происходить на сцене. Он нутром чувствовал, что сценично, а что не сценично. Но в данном случае для нашей постановки мы использовали не пьесу, а киносценарий. И тут Евгения Львовича просто по хорошему «несло»: он видел и описывает Водокрута сначала маленьким, потом вырастающим в великана. Он видел, как какой-то гребешок превращается в лес. Видел стол, который как собака выбегает из дома и прыгает  на хозяйку, ластится к ней. В его сценарии заложена куча спецэффектов, которые в театре, на большой сцене, кстати, возможно, были бы очень к месту. Но у нас в Театре на Покровке сцена маленькая, и там такое, конечно, не сделаешь. Поэтому мы с режиссером Ариной Бессергеневой придумали некую большую квартиру, которая в результате каких-то неизвестных событий затонула и превратилась в сказочное болото или в заросший океан. И в эту квартиру заселился какой-то грибок, ракушки, морские звезды и прочая живность, которой правит таинственный Водокрут. Никто не знает, откуда он там взялся – странное чудище проросло в ходе каких-то катаклизмов.

Мы стремились, чтобы в этой квартире бытовые предметы оживали и становились, например, какими-то осьминогами или превращались в медуз, как наша люстра. Если вы видели спектакли «Три поросенка» и «Сказку о Царе Салтане» Арины Бессергеневой, то знаете, что этот режиссер пользуется всем доступным арсеналом выразительных средств, легко и остроумно прыгает из сказочной фактуры в современную. Ту самую, которая близка детям – комиксы, музыка, Тик-ток. То есть все то, что легко узнают наши дети и в чем мы, их родители, порой уже и не очень ориентируемся. А Арина ориентируется. Поэтому у нас и в костюмах, и в декорациях есть отсылки к современности, что всегда вызывает особый восторг юного зрителя.

Приходите! Скучать на этом спектакле точно не придется.

Елена Булова.

Фото предоставлены Театром на Покровке

Добавить комментарий