Ледовые катки начали работать во всех районах Москвы

Ура, в Москве начали работать катки! Мы радостно мчимся на сверкающий лед, наслаждаемся скоростью, мастерством, приятным обществом любителей коньков.

Каток Фото Михаила Ковалёва

А как было раньше, например, в XIX веке? Историки утверждают, что в Москве еще в допетровские времена на заледеневшие пруды и реки выходили смельчаки, шаркая по льду железками, привязанными к ногам. Конечно, тут было не катание, а просто способ передвижения по льду. В 1663 году, посещая Москву, английский аристократ граф Говард Чарльз Карлайл в своих путевых дневниках писал: «Москвичи, как и голландцы, имеют коньки, которые употребляются зимой для упражнения и согревания на льду… А сделаны они из дерева, внизу с длинным и узким железом, хорошо полированным, но загнутым спереди, для того, чтобы железо могло лучше резать лед».

Каток Фото Михаила Ковалёва

Прикреплять лезвия прямо к ботинкам придумал уже Петр I. Император посчитал, что привязывать железки веревками и ремнями, как это делали за границей, неудобно, так и появились привычные нам коньки. В начале XVIII века царь велел высокородным семьям обучиться катанию и личным примером показал, что дворянам не зазорно участвовать в ледовых забавах. Не смея ослушаться, в усадьбах начали заливать катки, учиться стоять на коньках и приглашать гостей на зимнее веселье. А простые горожане продолжали в свое удовольствие резвиться на замерзших водоемах. Кстати, слово «коньки» тоже придумал Петр I: на лезвиях коньков, производимых при императоре, мастера вырезали украшение в виде головы коня.

К сожалению, очень многие затеи Петра после его смерти как-то тихо исчезли, как и увлечение коньками. Все XVIII столетие среди аристократии коньки были практически незнакомы, ими пользовались немногие, вроде знаменитого полководца Александра Суворова, который катался в своем имении.

В XIX веке мечта Петра осуществилась – рассекать по льду на ботинках с лезвием перестало считаться постыдным занятием и стало любимой зимней забавой людей всех сословий.

Каток Фото Михаила Ковалёва

Конечно, поначалу аристократию приходилось уговаривать. Густав Маур де Паули, преподаватель анатомии и гимнастики, даже выпустил книгу «Зимние забавы и искусство бега на коньках», в которой писал: «Из всех зимних удовольствий нет приличнее и полезнее бега на коньках. Это укрепляет здоровье, грацию движения тела, силу, ловкость, должно составлять забаву юношей и одушевлять людей взрослых».

Это написано в  1839 году, а в 1865 в Юсуповском саду в Санкт-Петербурге открыли первый в России каток. Кататься зимой на коньках стало так же престижно, как летом играть в крокет и совершать прогулки на велосипеде. В 1850-х годах любимым местом петербуржской аристократии стал каток в Таврическом саду. Здесь каталась избранная публика, любил приезжать и сам царь Александр II с семьей. На катке проводили настоящие балы, которые отличались блеском и роскошью. Играл оркестр, дамы и кавалеры танцевали, обменивались новостями…

Каток Фото Михаила Ковалёва

Князь Владимир Мещерский, который сам был большим любителем катаний, вспоминал: «В те годы главною сценою для знакомств бывали зимние катанья на коньках в Таврическом саду. Буквально весь бомонд катался на коньках, чтобы ежедневно бывать от 2 до 4 часов на Таврическом катке в обществе великих князей. Стариками, старухами, зрелыми и незрелыми овладела лихорадочная страсть покупать коньки, надевать их, скакать в Таврический сад, падать раз двадцать в минуту и тому подобное».

Каток Фото Михаила Ковалёва
Новая мода – катание на коньках – быстро дошла и до Москвы. Гимназисты и студенты бегали кататься на Петровку во дворе дома 26/9. На этом месте в 1812 году стояла наполеоновская армия, поэтому площадку прозвали «французской». Артистическая богема кружилась на Чистопрудном бульваре, здесь любили бывать Чехов, Куприн, Бунин, Набоков и Пастернак. Выходцы из купеческой среды устраивали бега на скорость на Пресненских прудах в Зоологическом саду. На лед Патриарших прудов приводил своих дочерей писатель Алексей Толстой. Есть свидетельства, что здесь же к Марине Цветаевой в прямом смысле подкатил ее будущий муж Сергей Эфрон. Эту площадку любил писатель Лев Толстой, который приходил сюда с дочерьми. Кататься на ледовых площадках, в том числе и на Патриарших прудах, в разное время нравилось многим поэтам и писателям: Александру Пушкину, Александру Блоку, Сергею Есенину, Борису Пастернаку, певцу Фёдору Шаляпину.

Каток Фото Михаила Ковалёва

На «аристократических» катках все было красиво: вечерами зажигали керосиновые фонари, можно было  отдохнуть на скамейке, а в буфете согреться и перекусить. На эстраде играл оркестр, показывали театральные представления. Сохранились афиши, которые приглашали любителей коньков на фестиваль ледяных скульптур, посмотреть на северных животных и покататься с ледяных горок. Для гостей вывешивали правила поведения: «Просим господ посетителей без надобности не царапать лед вензелями и не делать резких остановок, бороздящих паркет». Молодежь обожала катание – ведь только здесь можно было умчаться от строгого взгляда маменек и нянек, пролететь мимо понравившегося юноши и скрыться в снежном вихре, как сказочная царевна! Здесь допускались и некоторые вольности (ситуация располагала): подать руку даме, придержать за локоть и даже приобнять в кружении за талию. Здесь знакомились, назначали свидания, влюблялись… Помните, именно на катке герой романа «Анна Каренина» Константин Левин признается в любви Кити Щербацкой?

Каток Фото Михаила Ковалёва

Дамский журнал XIX века писал: «Редко девушка выглядит так очаровательно и представляет столь завораживающую картину, как на льду, и тут большую роль играет наряд». Само собой, для катания на коньках были специальные платья – строго по последней моде. Сюда приходили разряженными в пух и прах: барышни кутались в бархатные шубки на собольем меху, мужчины щеголяли в элегантных венгерках и жакетах. Костюмы для катания на коньках были очень похожи на те, что использовались для игры в крокет, только утепленные.

В 1889 году «Дамский домашний журнал» писал: «Прежде всего, костюм для катания на коньках должен быть коротким, а затем простым. При выполнении этих требований он может быть настолько красивым, насколько вы того желаете, он должен иметь большей яркости расцветки, чем любой другой уличный костюм, и быть достаточно коротким, чтобы соблюсти приличия, но не запутаться в длинной юбке и продемонстрировать красиво сидящие, но прочные ботинки». Для костюмов, как правило, использовали плотные ткани. Джон Рут в книге 1878 года «Приличия» писал: «Бархат, отороченный мехом, шапка-тюрбан из того же материала, перчатки и сапоги, также отороченные мехом, в сочетании создают самый элегантный костюм для катания на коньках, какой только можно себе представить. Но любая из мягких, теплых, ярких шерстяных тканей вполне подойдет, пусть и не такая богатая». Шляпка и муфта костюма должны были соответствовать друг другу, причем и то, и другое должно быть сделано «либо полностью из меха, либо из ткани или бархата, составляющих платье, с такой же меховой оторочкой». Для дам, у которых нет лишних денег, но очень хочется на каток –  рекомендовали носить обычное зимнее прогулочное платье. Однако дам предупреждали, чтобы они избегали платьев из шелка при выходе на лед, белых костюмов и белого меха: «Белые меха следует носить только опытным фигуристам, поскольку новички легко пачкают их при падении».

Каток Фото Михаила Ковалёва

А что господа катающиеся? Мужчинам всегда проще, для катания использовали повседневный уличный костюм или костюм для верховой езды – черную, темно-синюю или зеленую одежду, шляпы и фраки с облегающими брюками или бриджами.

А к чему мы про все это? Каток в саду имени Баумана в рамках проекта «Зима в Москве» предлагает посетителям перенестись в прошлое. С помощью уникального исторического перформанса москвичи смогут превратиться в истинных аристократов. Можно кататься и наблюдать за «дворянами» в нарядных костюмах, которые поделятся увлекательными историями о светской жизни высшего общества и традициях аристократов, а также покажут, как катались на коньках и развлекались на люду наши предки. Поучаствовать в костюмированном ледовом шоу можно 8, 15, 22 и 30 декабря.

Михаил Ковалёв.

Фото автора

 

 

Каток Фото Михаила Ковалёва

Добавить комментарий