70% россиян оценивают 2024 год как трудный и очень тяжелый для страны в целом. Об этом сообщил в ходе пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» директор ВЦИОМ Валерий Федоров.
По данным исследований ВЦИОМ, процент пессимистов, негативно оценивающих итоги года для страны в целом, по сравнению с концом 2023 года увеличился на 4% (тогда этот показатель находился на уровне 66%).
«Мы задавали два вопроса об итогах года уходящего и еще два – об ожиданиях от года следующего. Почему два? Первый вопрос касается личных итогов: что с вами и с вашей семьей? Второй вопрос касается оценки ситуации в стране в целом, потому что все мы – часть большого российского общества», – пояснил Валерий Федоров.
По его словам, в оценке личных итогов третий год подряд доминируют позитивные оценки: «В 2022 году 52% опрошенных назвали прошедшие 12 месяцев в целом очень хорошим временем для себя, в 2023-м таковых было даже больше – 57%, а сейчас этот показатель равняется 53%. Негативные оценки личных итогов уступают последние три года позитивным, но тоже имеют место быть: негативно личные итоги в 2022 году оценивали 45%, 41% – в 2023-м, сейчас, в декабре 2024 года, 43% респондентов сказали, что этот год для них и их семей был скорее сложным, тяжелым, трудным».
Комментируя полученные результаты по оценке итогов года для страны в целом, Валерий Федоров отметил, что этот вопрос сотрудники ВЦИОМ задают россиянам уже 21 год: «И, как правило, доминируют негативные оценки. Буквально в двух-трех случаях за все это время доля тех, кто считал уходящий год для страны в целом очень удачным или в целом хорошим, была больше тех, кто называл его скорее трудным, плохим или очень тяжелым. И эти три года зафиксированы еще в нулевых. Имеет значение скорее дельта между позитивными оценками и негативными, а в этом году у нас порядка 70% опрошенных считают прошедший год трудным и очень тяжелым для России в целом, а 23% – очень удачным и в целом хорошим. В прошлом году было похожее соотношение: 66% оценивали итоги года негативно, а 26% – позитивно. А за последнюю пятилетку самым тяжелым был 2020 год, год пандемии, тогда очень тяжелым год назвали 88% и лишь 8% дали позитивную оценку».
Итоговый опрос, проведенный сотрудниками ВЦИОМ, включал и вопрос об ожиданиях россиян от 2025 года.
«Доля тех, кто думает, что следующий год будет удачным для них и их семей, всегда превышает негативные оценки, и доминирование это достаточно выраженное. Если посмотреть последние пять лет, то от 65% до 70% уверены в том, что следующий год будет для них лучше. В 2024 году позитивные прогнозы на 2025 год для своей семьи дают 68%. Это высокий показатель, но не рекордный – лидером является 2017 год, когда оптимистов было 80%. Негативные прогнозы, конечно, тоже присутствуют, но их относительно немного. Скажем, два года назад их доля составляла 32%, а сейчас – 25% (они считают, что следующий год будет для них очень тяжелым)», – сообщил генеральный директор ВЦИОМ.
По его словам, ожидания от 2025 года для страны в целом являются самой интересной страничкой исследования: «40% россиян ожидают, что нас впереди ждут трудные времена, то есть следующий год будет скорее трудным, сложным, плохим. 40% – это много! Скажем, год назад таковых было 33%, но доля тех, кто полагает, что 2025 год будет для страны в целом хорошим, все-таки выше – 55%».
Почему 40% россиян не ждут от наступающего нового года ничего хорошего, попытался объяснить принявший участие в пресс-конференции директор по стратегическому развитию ВЦИОМ Степан Львов: «Многими как главные проблемы уходящего года воспринимаются инфляция и охлаждение экономики. Несмотря на периодическое повышение ключевой ставки, ожидаемого результата добиться так и не удалось, инфляция не снижается. Люди продолжают терять полученные доходы, которые съедаются новыми ценами. Кроме этого, ограничения ЦБ РФ бьют по потребительским настроениям. Логика этого явления довольно проста: то есть, у людей есть желание делать крупные покупки, но возможности для этого день ото дня убывают. Высокие кредитные ставки мешают людям покупать квартиры, машины, бытовую технику. Но главный негативный результат заключается в том, что в такой ситуации люди теряют стимул к продуктивному труду, так как насладиться результатами труда становится все сложнее, и не удивительно, что наши индикаторы, наши измерения показывают, что за последние восемь месяцев в два раза выросла доля тех, кто считает, что экономическая ситуация у нас в стране ухудшается».
По словам Степана Львова, если говорить о том, что может произойти в 2025 году, то это с большой долей вероятности может быть сокращение потребительского спроса, так как Центробанк нацелен на замедление экономики. Может быть, замедлится рост цен, но при этом замедлится и экономический рост, и за это придется заплатить, прежде всего, массовым социальным дискомфортом, а также депрессивными настроениями в бизнессреде.
По прогнозам директора по стратегическому развитию ВЦИОМ, самой тревожной перспективой, которая может реализоваться в 2025 году, может стать угроза стагфляции, когда одновременно могут произойти две нехорошие вещи: экономика замедлится, а инфляция при этом останется высокой. А негативная социально-экономическая ситуация в стране неизбежно пагубно повлияет и на «погоду в доме», так как жить обществе и быть свободным от него – невозможно.
Сергей Ишков.
Фото Сергея Ведяшкина / агентство «Москва»